Полет. Анюхин Н.Н.

Анюхин Н.Н. Видение храма. На краю оврага, 1987 год.

Оргалит, масло. 20,5 х 30,5 см

                 ПОЛЕТ 

Эбеновое торжество ночи. 
В кругу зверей скитается светило. 
На всей земле не видно ни свечи. 
Немая тень по пажитям скользила, 
в пустыне снежной, дремлющей стране, 
по голым перелескам, тишине 
ночных пространств, извилистой реке, 
что подо льдом стремится налегке, 
кривой строкой береговых лозин, 
лощиной тесной, сумеречным долом, 
в распадке потеряется, с низин 
взметнется на обрыв, и вновь  простором, 
равниной плоской бегло проскользит,
плотина, пруд, изба, и строй ракит, 
расхристанный большак, и ветхий мост, 
и, кажется, замрет на миг – погост 
виднеется заваленный снегами. 
Чья это тень безглазая, как крот, 
блуждает меж стоячими дымами? 
чей это дух покоя не найдет? 
Чей след неясный, отраженье чье 
на человечье брошено жилье, 
и на полей белесые квадраты? 
Чья это мреть, чей блик зеленоватый? 

Потемки лунные. Полуночью зимой 
земля светлей небес. Растенья 
прочерчены железною иглой. 
Сугробами придавлены селенья. 
Повсюду снег. Беленое сукно. 
Как иглы в кружевное полотно, 
издалека построенные в ряд 
столбы в полях натружено гудят. 
Овраг, по склону вниз забытый сад, 
кичащийся кривыми деревами, 
суть зачарованный языческий обряд, 
насквозь прошитый лютыми ветрами. 
Снега, снега безбрежные окрест. 
Снега  вокруг – великодушный жест 
от прошлого слепое отреченье 
и дар судьбы для нового влеченья. 
Следы саней бегущие к селу 
и чьи-то опрометчивые пробы 
свою дорогу проторить. К теплу 
чем ближе, тем запутаннее тропы. 
Безлюдные дворы, плетень, сарай, 
скирду припорошило. Нищий край, 
где к серому стремятся все цвета, 
а бедность объясняет широта. 

Забылась сном безмолвная страна. 
Забыта жизнь. Лишь морок нежилой, 
лишь чья-то тень безумная вольна 
кружить в лесу иль ниве восковой. 
Снег бледной крыши, стежка, след копыт – 
к чему не прикоснется, прочь летит – 
лыжня с холма, снегурка, снеговик, 
все, все объемлет тени тусклый блик. 

Покой и стужа. Отраженный свет. 
Так мало для души неспящей, мало. 
Жизнь состоит из тысячи примет, 
но память их беспечно растеряла. 
Смирились страсти, позабыты лица, 
а только стены, улочки, больница, 
базар, вокзал, лабазы, ряд домов - 
нехитрый строй безвидных городков. 
Так мало остается. Выцветают, 
как глянец фотографий, имена. 
Мерцающие звезды выжигают 
на черные страницы письмена. 
И то. Зачем, скажите, Бога ради, 
рассчитывает судьбы, как в тетради, 
движенье неустанное планет, 
а по земле промерзшей вьется след? 
Пастух небесный стадо распускает. 
Смысл мирозданья изъясняет Бог. 
И звери синими очами озирают 
подлунный мир. Восходит Козерог. 
Лишь прозвучит небесный колокольчик, 
как тень бежит, не разбирая кочек. 
И я бы так желал лететь во тьму, 
и не давать ответов никому, 
и зреть печать зеленого свеченья! 
И я бы так… но понимаю вдруг 
чей призрак это, чье здесь отражение, 
глазами чьими я смотрю вокруг. 

Совы не слышно, скрылись в чащу лоси, 
в ложбине затерялся лисий след – 
зверье земное спит. Иные гости 
неслышно посещают лунный свет. 
Их чувствуют собаки. Потому 
пес будет до утра рычать во тьму, 
теряя честь и разума останки, 
и лаять на потерянные санки. 

Земля впотьмах. Набухший мраком лес, 
сквозящий мне навстречу из небес. 
И мысль (цепляют ветви за крыла) 
определит добро лишь тенью зла, 
бегущей по матерчатому снегу. 
Спасенье света или прочий вздор 
оставь для оправданья и ночлега. 
Развязка. Дымка. Вынесло бугор 
в лицо плашмя и сбоку. Тает даль. 
Размазанная тушь. Ветвей вуаль. 
И четко иероглифы стволов. 
Как выразить слияньем губ и слов! 
Желание полета. Мудрость лени. 
Во тьму блаженный путь из тьмы, 
куда бежали розовые тени, 
куда летят усталые умы… 

                                                     Анюхин Н.Н.,   1993

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Живое слово. Постоянная ссылка.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>