Статья выпуска №13

К 100-летию композитора Т.Н. Хренникова

Тулинова Ольга Вадимовна,

к.п.н., доцент

           музыкально-педагогического факультета

ЕГУ им. И.А.Бунина 

Каждый человек приходит в этот мир со своими, только ему присущими способностями и талантами. И, если их не реализовать, жизнь станет бессмысленной. Да, никто не может знать, где и как рождается талант, но бесспорно одно: каждая личность способна внести свой вклад в развитие нашего общества, потому что право на самовыражение, на свободное развитие личности не может быть привилегией избранных, оно принадлежит всем. Ведь творческим может быть не только труд, работа, профессия, но и отношение человека к самому себе, своей жизни.

Однажды Сомерсет Моэм сказал, что у жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности. Эти слова в полной мере стали девизом жизни очень многих выдающихся деятелей отечественной науки, образования, культуры, искусства. В их числе – Тихон Николаевич Хренников, чье имя в особом представлении не нуждается, и все же знаменитость с более устойчивой славой чем у него, трудно себе представить: известный композитор, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, бессменный председатель Союза композиторов СССР (более 43 лет), профессор Московской консерватории, 7-кратный лауреат Государственных премий, орденоносец, депутат, член ряда международных музыкальных академий, председатель оргкомитета Международного конкурса им. П.И.Чайковского, Почетный гражданин Липецкой области и г. Ельца и т.д. Согласитесь – своеобразный рекорд, который вряд ли кто-либо осилит.

Композитор Т.Н. Хренников. Елец, 2002 г. Фото С.Е. Иванова

Всем, кому довелось в разные годы  общаться с этим удивительным человеком, не раз  поражались его молодости духа, творческому горению, неугасимому интересу к жизни и людям.

Тихон Хренников- это в известном смысле живая история. За свою долгую и плодотворную жизнь он подарил немало радостных минут не только слушателям и зрителям, но и творчески общавшимся с ним музыкантам, режиссерам, дирижерам, артистам кино и театра. В то же время Т.Н.Хренников – наш современник, живо интересовавшийся проблемами сегодняшнего дня. Его мысли, лишенные абстрактности и элитарности, были неизменно нацелены на позитивную и конструктивную деятельность. Ему оказалось под силу совместить в себе многие парадоксы жизни. Будучи вовлеченным в водоворот социальных и культурных событий своей эпохи, Тихон Николаевич умел, не теряя объективности, заглядывать далеко вперед и всегда подчеркивал огромный творческий потенциал людей, способных внести существенный вклад в духовную жизнь страны и мира.

Мне посчастливилось быть знакомой с Тихоном Николаевичем, общаться с ним на протяжении ряда лет как в Ельце, когда он приезжал на родину, так и в Москве, где мы  обсуждали с ним в разные годы материалы моих статей и книг о нем.

Впервые  пообщаться с великим земляком мне довелось в 1998 г., когда композитор был в Ельце на творческой встрече с коллективом Елецкого училища (ныне колледжа) искусств. Не верилось, что перед нами человек-легенда, главный музыкальный политик страны, основоположник отечественной музыкальной классики,  автор  многочисленных песен, так горячо любимых миллионами, человек, чья судьба с особой рельефностью воплотила судьбу своего поколения и страны. Т.Н.Хренников много рассказывал тогда о своем детстве, о музыкальной среде Ельца, которую он впитал, о людях, кто оказал огромное влияние на его личностное становление. Искренне, просто отвечал композитор на вопросы, которые ему задавали земляки.

Памятной была встреча в 1999 г., когда композитор приезжал на 30-летие своего детища – Елецкого училища искусств. Выступая перед общественностью города, Тихон Николаевич   особо подчеркнул  роль музыкального искусства в жизни людей, сказал о том, что Елец всегда был городом музыкальным и остается  духовным центром Липецкой области. После этой фразы зал взорвался тогда бурными  овациями. 

С трепетом вспоминаю я и день открытия Дома-музея композитора в Ельце в сентябре 2000 г., когда вместе с известными музыкантами Ельца мне довелось исполнять перед композитором попурри на темы его известных песен. 

Дом-музей Т.Н. Хренникова в Ельце Открыт в 2000г. На заднем плане храм Покрова Пресвятой Богородицы, прихожанами которого была семья Хренниковых

 Последний раз Т.Н.Хренников приезжал в Елец в апреле 2002 г. Он был очень тронут тем, что студенты Елецкого училища искусств к его приезду подготовили концерт из фортепианных произведений композитора, который я вела  тогда. Трудно передать словами то волнение, которое мы все испытывали: легко ли играть перед живым автором?

Вообще надо сказать, что всегда, когда Тихон Николаевич выступал перед земляками в разные годы, представлял свои авторские концерты, балеты или мюзиклы, в зале всегда была какая-то приподнятая, праздничная атмосфера,  чувствовалось, что все мы – участники и свидетели  важных культурных событий, происходящих здесь, на его родине и которым действительно суждено было стать впоследствии уже историческими фактами.

Так родилась однажды у меня идея собрать материалы, восстанавливающие хронологию приездов великого композитора на Липецкую землю за  последние 60 лет, встречи с  земляками, происходящие события тех лет.  Итогом этой работы стала книга «Елец – любовь моя. Т.Н.Хренников: встречи на елецкой земле» (2003 г.), которой суждено было стать подарком Тихону Николаевичу к его 90-летию со дня рождения.

 В процессе изучения жизни и творчества композитора, для меня стало очевидным, что о Хренникове написано было достаточно (начиная с 1930-х г.) много всякого рода литературы – книг, статей, брошюр. Но все это в той или иной степени касалось разбора его произведений – оперного, симфонического творчества, киномузыки и т.д. Никто из исследователей никогда не затрагивал тему педагогической деятельности композитора, отдавшего Московской консерватории более 40 лет и воспитавшего целую плеяду современных композиторов (М.Дунаевский, А.Чайковский, Т.Чудова. М.Броннер, А.Градский и др.).

Когда я поделилась  с Тихоном Николаевичем своим желанием собрать материал для свой следующей книги о его педагогической деятельности, он эту идею поддержал и в ходе работы очень много рассказывал интересного и ценного не только о своей педагогической работе, своих студентах, но и о выдающихся педагогах, у которых ему самому пришлось учиться (М. Гнесине, В. Шебалине, Г. Нейгаузе, Г. Литинском и др.).

В декабре 2005 г. в Музее музыкальной  культуры им. М.Глинки в Москве, в рамках выставки, посвященной театральному творчеству Т.Н.Хренникова, состоялась презентация моей  книги «Щедрость души и таланта. Т.Н. Хренников-педагог»,   раскрывающей новую грань творчества нашего земляка. В тот вечер в музее собрались многочисленные гости, коллеги по консерватории, ученики Хренникова, чьи воспоминания о своем дорогом учителе вошли в новую книгу.  Тихону Николаевичу было  очень приятно, что  интерес к его личности и жизни неуклонно растет именно на родине и находит воплощение не только в газетных, журнальных публикациях, но и в книгах.

Становление и развитие музыкальной культуры и музыкального образования современного Ельца во многом   связано  с содействием в этом Т.Н.Хренникова. Именно поэтому  меня много лет интересовала история становления в Ельце этого пласта культуры, истоки тех музыкальных традиций, о которых всегда говорил в своих воспоминаниях Т.Н.Хренников.  На основе документальных, архивных источников,  в моей новой книге  «Елец музыкальный» (2012 г.)  широко представлена музыкальная культура дореволюционного Ельца, история всех музыкальных учреждений  города, творческие портреты тех, кто внес вклад в музыкальную культуру Ельца. Красной нитью через всю книгу  проходит личность  Т.Н.Хренникова,  чью помощь в становлении музыкального образования Ельца трудно переоценить, чьи воспоминания  о дореволюционном, музыкальном Ельце бесценны.

 Интересным открытием для меня стал цикл романсов Т.Н. Хренникова на стихи И.А. Бунина, созданный в 1992 г. и мало знакомый широкому слушателю. В этих романсах Хренников предстает как глубокий мыслитель, философ, предавая  поэзию Бунина о смысле жизни и бренности бытия музыкальными средствами. В этих романсах нет тех лучезарных, типично хренниковских мелодий и оптимизма, к которым мы привыкли. Возможно, именно трудность мелодического вокального языка и стала главным ответом на то, почему нам неизвестны эти романсы композитора. Этот материал очень заинтересовал редакцию  Всероссийского научного журнала «Музыковедение» и был опубликован в 2011 г.        

Но сколько бы не было написано о Т.Н. Хренникове, точку ставить еще рано. Впереди много работы по изучению музыкального, педагогического и публицистического наследия композитора,  которое ждет своих исследователей. 

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Статья выпуска. Постоянная ссылка.

2 комментария Статья выпуска №13

  1. Орешина Елена пишет:

    Ельчанам респект за уважение к наследию классика

  2. Олейник Ирина пишет:

    Спасибо автору за теплую статью

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>