Сакральное в повседневной жизни современных жителей Черноземья. Записки этнографа

В современном обществе по-прежнему заметную роль играют традиционные народные верования. В наших краях и по сей день сохранились представления о духах, о местах, где водится нечистая сила; верят в вещие сны,  в разнообразные проявления потустороннего мира; непобедимой живучестью отличаются представления о магии и колдовстве. Загадочные существа и явления окружают современного русского человека так  же, как и много столетий назад.

 Рассказывают о гиблых местах, которые стараются обходить стороной; о местах, где «лихо водит» или «блуд водит»; о непонятных звуках и предметах, которые движутся сами собой; о необычных животных и рыбах; о загадочных встречах.

Распространены рассказы о том, как человека может водить «лихо»; он теряет дорогу, ходит по кругу, перестает ориентироваться в пространстве и времени, видит то, чего нет на самом деле. Люди, как правило, знают такие места и стараются вести себя там осторожно. Впрочем, «лихо» может напасть на человека и в самом обычном месте, особенно в сумерки. Выражение «лихо водит» зафиксировано в Ефремовском районе Тульской области, Становлянском районе Липецкой области. В Тербунском районе Липецкой области о таких случаях говорят: «Нападает блуд». В Добровском районе Липецкой области говорят просто: «Водит».  «Лихо» никак не представляют. Спастись в такой ситуации можно, помолившись или выругавшись матом. Так, женщины из Ефремовского района, которых «водило лихо», стали молиться Николе Угоднику и вышли на дорогу. Выражению «лихо водит» близко по звучанию слово «Лихой», которым в заговоре, записанном в деревне Толстая Дубрава Становлянского района, обозначают нечистого,  черта.

Виктор Васнецов Витязь на распутье, 1882

Опасаются мест, где люди гибли плохой смертью, где похоронены колдуны, с осторожностью ведут себя на перекрестках. Чтобы защититься в таких нехороших местах, верующие люди крестятся; однако универсальным и действенным средством защиты считается свист. Девушка из деревни Чемоданово Становлянского района рассказывает, как однажды, проходя мимо подобного места, она твердо решила не поддаться суеверию и не свистеть,  но приблизившись к перекрестку лесных дорог, не выдержала и от страха засвистела. Водители, проезжая это же место, по словам девушки, всегда сигналят. В Ельце я сам был свидетелем такой картины: в ноябре 2012 года, подходя к одному из перекрестков в центре города, пожилая женщина стала истово креститься, а выйдя на сам перекресток, несколько раз просвистела.

 В городе Ельце на перекрестках часто стоят церкви, многие ельчане по православному обычаю крестятся на церковь, делают это, как пешеходы, так и автомобилисты. Ельчане опасаются перекрестка улиц Советской и Карла Маркса, на нем стоит церковь Успения Пресвятой Богородицы. На этом же перекрестке студентка исторического факультета наблюдала за тем, как одна девушка, считая, что ее никто не видит, совершала, по всей вероятности, приворотный обряд. Рано утром девушка вышла на середину перекрестка и трижды, обратившись в одну сторону, прокричала мужское имя. Было очевидно, что она не пытается позвать или окликнуть кого-то, а совершает магическое действие.

В селе Кличено Становлянского района многие опасаются купаться в местной речке Семенёк. Считают, что в ней много «нечистой силы». Главным образом, это утопленники; они хватают за ноги купающихся, топят. По берегам речки часто слышатся странные звуки, как будто голоса или плач ребенка.

В селе Суворовка Елецкого района, стоящем на реке Быстрая Сосна, рассказывают о необыкновенном соме, который раньше жил в этих местах. Сом был очень большой, хватал пловцов и топил ребятишек. Подобные рассказы типичны для всех мест России, где находятся крупные водоемы: реки или озера. Восходят такие представления к образу Водяного, который часто принимал облик щуки или сома. Время от времени, Водяной требовал себе жертв, топил людей. Поэтому и сом в Суворовке наделен подобными свойствами.

Встречаются рассказы о необыкновенных, чудесных животных. Они записаны в Ефремовском районе Тульской области. В одном месте там появляется призрачная белая трехглазая лошадь, которая пугает людей. Интересен тот факт, что переселенцы из Узбекистана, осевшие в этих местах, – люди другой культуры, не знающие местных преданий, со временем тоже начинают видеть эту лошадь.

В другом месте, у села Красиловка, есть большой пруд. Говорят, что недалеко от этого места жила колдунья. Часто людям там может «мерещиться». Раз, вечером рыбаки сидели на берегу пруда, вдруг слышат топот и видят – несется прямо на них огромное стадо баранов; в страхе попрыгали они с берега в воду; слышат, и бараны за ними в пруд прыгают; смотрят – а стада никакого и нет.

Студентка из соседнего района Тульской области рассказала о случае со своей бабушкой по имени Александра. Идет, раз вечером бабушка с фермы домой, навстречу ей корова, поглядела на бабушку и говорит: «Здорово, Шурка!». Бабушка испугалась, перекрестилась и пошла быстро дальше.

В Елецком, Становлянском, Краснинском районах Липецкой области рассказывают о том, что в сумерки на перекрестках дорог часто является призрачная белая лошадь.  Этот сюжет был использован И.А. Буниным в рассказе «Белая лошадь». 

Отметим, что бунинский рассказ «привязан» к определенному месту – в нем перечисляются названия действительно существующих населенных пунктов Становлянского района, по которым можно восстановить конкретный маршрут героя. Именно на этом отрезке пути местное население до сих пор видит белую лошадь.

Можно было переехать тут и держать путь на Егорьево, на Каменку… Можно и возле следующей будки: тогда дорога пойдет по опушке Дубровки, а потом по глухим лугам на Ястребиный Колодец…«Ах, хорошо!» – с жутким восхищением хотел сказать землемер – и вдруг замер с широко открытыми глазами. Из глубины рощи легко и быстро, прямо на него, неслась большая белая лошадь… шла бодро, чисто, едва касаясь земли. И так гордо и грациозно несла свою голову, что сразу было видно, что она молода, сильна, ни одного дня не знала упряжи… Но в этом-то и был ужас… Белая лошадь, выскочившая на вал, казалась литой из серебра… землемер близко видел ее прекрасные блестящие человечьи глаза…

– С нами крестная сила! – пробормотал землемер, с трудом переводя свистящее дыхание…

В Ельце со слов студента записан рассказ, в котором шофер встречает на дороге голую женщину, вышедшую из леса, та просит купить ей в городе одежду. Шофер выполняет просьбу, но женщина выговаривает ему: «Зачем купил новую одежду? Теперь молодые мереть будут. Надо было старую купить, тогда бы помирали старики».

Народные рассказы с подобным сюжетом имели широкое распространение в России. Обнаженная женщина здесь – один из образов смерти. Место встречи с ней, дорога, также несет мощную сакральную нагрузку. В славянской мифологической картине мира дорога является символом пути в иные миры, «на тот свет», в неизведанное. Дорога – это пересечение разных миров. В народных рассказах именно на дороге чаще всего встречают представителей потустороннего мира. Сходную символическую нагрузку несет и образ леса. Лес в народных верованиях – нечеловеческое, природное пространство, место обитания различных духов, мифологических существ, граница между миром людей и миром потусторонним. Архаична и символика ткани, одежды.

Такие рассказы особенно широко распространились в годы Великой Отечественной войны и долго оставались популярными в послевоенный период. В них шофера, едущего в город, встречает на дороге голая женщина и просит купить ей ткань или одежду. Дальше события в рассказе могли развиваться по-разному, но встреча эта всегда объяснялась как предвестие войны и больших народных жертв. «Это ведь смерть по земле ходила», – так обычно завершался рассказ.

В знаменитом фильме В.М.Шукшина «Живет такой парень» этот народный рассказ был переосмыслен в духе оптимистичных «шестидесятых». Сюжет рассказа проигрывается дважды: сначала молодой шофер Пашка Колокольников слушает о том, как «смерть по земле ходила, саван себе искала», а потом, во сне, он видит себя на месте героя рассказа, встречает на дороге молодую женщину, которая говорит ему: «Ты не верь, это не смерть, это любовь по земле ходит».

Студент из села Соловьево Становлянского района приводит другой вариант подобного сюжета. В нем шофер встречает на дороге и подвозит деда, который оказывается чертом: «посмотрел шофер в зеркало заднего вида, а у деда – хвост и копыта».

Встречаются отдельные сведения о Лешем. Леший – лесной дух, хозяин леса. В здешних краях лесов мало, в основном, рощицы, небольшие дубравы и длинные полосы посадок. Но в тех местах, где сохранились леса, сохранились и представления о Лешем. Так, под Ельцом есть лес, который называется «Ходов лес», говорят, что там встречали Лешего. Рассказывают о Леших и в Добровском районе Липецкой области, где сохранилось много лесов. Если заблудишься в лесу, объясняют: «Леший водит». Существуют и определенные места, где он может водить.

В Черноземье, так же, как и на Украине, широко были распространены представления о русалках. Считалось, что русалками становятся девушки-утопленницы. Они живут в воде, а в пору цветения ржи выходят на землю, бегают по полям, бьют в ладоши, заходят в леса, где водят хороводы, раскачиваются на ветвях берез и дубов.  Считалось, что там, где бегали русалки, будет хороший урожай ржи. После праздника Троицы русалки возвращались в воду. Представляли русалок красивыми юными девушками с длинными распущенными  волосами. Большую опасность русалки представляли для парней и молодых мужчин, которых они стремились завлечь в свой хоровод, защекотать, утащить в воду и утопить.

В наших местах представления о русалках зафиксированы в Елецком, Измалковском, Краснинском, Добровском районах Липецкой области; в Ефремовском районе Тульской области. О русалках говорят, как о молодых красивых девушках с длинными белыми волосами. В селах вокруг Ельца и в самом городе рассказы о русалках помнят многие, особенно велика их концентрация в селах Нижний Воргол, Ольховец, Рябинки, Дерновка. Эти села находятся в нижнем течении речки Воргол, впадающей в Быструю Сосну.

В основном, рассказывают о том, что во время цветения ржи русалки бегают по полям. Рассказчики ссылаются на своих бабушек, которые в детстве пугали их русалками, чтобы дети не бегали далеко в поле.

В селе Измалково (Измалковский район Липецкой области) еще несколько лет назад был пруд, в котором, по твердому убеждению местных жителей, «жили русалки». Дети и подростки ходили слушать, как русалки поют. Рассказчица – молодая девушка, уверяла, что сама не раз слышала пение русалок: из воды слышались звуки, напоминающие музыку или пение без слов. В последние годы пруд обмелел и пересох, и русалки исчезли.

В Елецком, Становлянском, Измалковском, Долгоруковском районах известен запрет приготовлять (по-местному уваривать) квас в понедельник. Считается, что если в семье такой запрет будет нарушен, то кого-либо из членов семьи во время купания утопят русалки. Запрет обязательно соблюдается и по сей день, даже в тех семьях, где не помнят его сакрального значения. Подобные представления связаны с тем, что в древности на Руси понедельник был днем, когда совершались обряды, связанные с культом предков, с их поминовением и почитанием. Большинство бытовых занятий в этот день были запрещены; за нарушение запрета обитатели потустороннего мира наказывали людей. В наследство от подобных представлений осталась поговорка «понедельник – день бездельник», так малопонятная современным людям.

Согласно древнейшим верованиям, русалки связаны не только с водной стихией, но и с растительным миром, они являются покровительницами лесов и цветущих полей, способствуют урожаю.

Еще в конце XIX – начале XX века во многих русских губерниях неделю перед Троицей или после Троицы называли «русальной» или «русальской». В это время проводились разнообразные игры и обряды, в которых было принято рядиться русалками.

Отголоски подобных архаических обрядов сохраняются  в живом бытовании в начале XXI века, о чем свидетельствует этнографическая информация из Краснинского района, где еще в 2002 – 2004 годах девушки и молодые женщины в неделю, предшествующую Троице рядились русалками. Они ходили по селу с распущенными волосами, с венками из трав и цветов на головах, пели протяжные песни, размахивали ветками. Эти русалки ходили от дома к дому, получая угощения.

В низовьях реки Воргол зафиксированы представления о Водяном. По словам жителей деревни Дерновка, Водяной живет в речке Воргол. Он показывается, обычно, в виде человекообразной тени, которая проходит по дну реки. Водяной может распугивать рыбу, и тогда у рыбаков целый день не будет улова. В селах по реке Воргол рассказывают, что когда человек тонет, «Водяной высовывает из воды руку зеленого цвета со стаканом водки». Широко известен рыбацкий обычай, перед началом рыбной ловли плеснуть в воду немного водки – Водяному, чтобы посодействовал удачной рыбалке.

Вся информация была записана со слов жителей разных областей Черноземья в ходе исследования традиционной культуры региона в наши дни.      

 А.А. Пискулин

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Статья выпуска. Постоянная ссылка.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>