Праздники и обряды Великого поста

В начале прошлого века крестьянин Задонского уезда тогда еще Воронежской губернии Столяров так описывал переход от Масленицы к Великому посту:

«После шумного, почти трехдневного веселья, достигшего высшей точки в Прощеное воскресенье, все оборвалось вдруг, как обрывается струна скрипки у музыканта в самый патетический момент.

Борис Кустодиев Масленица

 Гул толпы, говор, шутки, прибаутки, песни, пляски прекращались, и молчание царило во всем селе. Изредка кто-нибудь пройдет спешным шагом по своим делам. Школьники не ходили в школу на первой неделе поста. Они говели и готовились к исповеди и причастию, то есть целую неделю ходили на церковные службы. В эти дни поста и молитвы мы действительно чувствовали себя грешниками и молили Господа Бога не отвергать наших молитв, допустить к покаянию, простить и сподобить принятия святых Тайн».

Яркую и проникновенную картину поста в прежней России дал писатель Василий Никифоров-Волгин. Уже после революции, в изгнании, он вспоминал:

«Редкий великопостный звон разбивает скованное морозом солнечное утро. … Под ногами скрипит снег, как новые сапоги, которые я обуваю по праздникам. Чистый понедельник. Мать послала меня в церковь и сказала с тихой строгостью: «Пост да молитва небо отворяют». Иду через базар. Он пахнет Великим постом: редька, капуста, огурцы, сушеные грибы, баранки, снетки, постный сахар… Из деревень привезли много веников (в чистый понедельник была баня). Торговцы не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и деликатно:

– Грибки монастырские!

– Венички для очищения!

– Огурчики печорские!

– Снеточки причудские!

От мороза голубой дым стоит над базаром. Увидел в руке проходившего мальчишки прутик вербы, и сердце охватила радость: скоро весна, скоро Пасха!».

В то же время, традиционные народные обряды, приходившиеся на период Великого поста, содержали в себе те же мотивы, что и на Масленицу: ожидание весны и тепла, стремление приблизить их наступление, пробуждение земли после зимнего сна.

Середина Великого поста (среда на четвертой крестопоклонной неделе) называлась «Средокрестье». В этот день пекли особое обрядовое печенье, которое называлось «крестец» или «хрестец». Оно имело форму круглой лепешки с тринадцатью перекладинками из теста на ней, напоминающих снопы, которые символизировали будущий урожай. Такое печенье имитировало укладку снопов на жниве. Крестцы хранили до начала весенних земледельческих работ. Потом их запахивали в поле или, раскрошив, разбрасывали по полю, скармливали лошадям, на которых пахали, иногда их съедал сам сеятель. Все это должно было обеспечить хороший урожай.

Крестцы пекли, в основном, в Центральной России, зато повсеместно в каждой семье к завтраку, в средокрестье, подавали выпечку в форме крестов.

Другой обычай средокрестного дня назывался «кресты кричать» или «окликать говенье» (то есть окликать пост). Дети и подростки бегали от дома к дому, становились под окна и кричали:

«Половина поста переломится – хрен да редька переводится!».

За это к радости детей их угощали вкусной выпечкой в виде крестов.

Средокрестье приходится на один из дней марта, а в этом месяце, как говорили на Руси, «грач зиму расклевал», то есть зима постепенно уступает свои права.

Поэтому 1 марта на день Евдокии-капельницы, а затем 4 марта на Герасима-грачевника принято было готовить особые хлебы в виде грачей, которые называли «грачики». В народе считалось, то в день Евдокии-капельницы снег получает особую целительную силу. С пригорков собирали снег и талой снеговой водой поили больных от разных недугов.

С этого дня начинали готовиться к грядущим сельскохозяйственным работам, говорили: «Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить».

В день преподобного Герасима раньше обычно прилетали в наши края грачи – первые весенние птицы. Люди примечали: «Увидал грача – весну встречай».

Считалось также, что в этот день кикиморы делаются смирными и ручными. Кикиморы в народных верованиях – маленькие невидимые домашние духи. В отличие от домового их считали исключительно отрицательными существами: вредными, беспокойными, шумными, наводящими беспорядок в доме. Обычно их якобы насылали в дом колдуны по своему почину или по просьбе завистников и недоброжелателей. В день Герасима-грачевника кикимор можно было изгнать из дома, самостоятельно или, обратившись к знающему человеку, при помощи особых заговоров.

 22 марта день памяти сорока мучеников, в Севастийском море мучившихся. В народе этот праздник называли «Сороки» и связывали с пробуждением природы от зимнего сна. Считалось, что в этот день в мир приходит тепло. Вместе с наступлением тепла прилетают птицы во главе с жаворонком или куликом и приносят на своих крыльях весну. В народе говорили: «Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья», «На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут». В древности русские люди были уверены, что птицы прилетают из «Вырия», в нашей мифологии – это славянский рай.

В этот день по всей Руси делали печенье в виде птичек. В разных местах оно называлось по-разному: кулики, чибрики. снегирьки, воробушки, тетерки. В наших краях такое печенье называют жаворонками. Печенье раздавали всем членам семьи, поздравляя с приходом весны. В некоторых районах Черноземья хозяйки дома поднимались на крышу с жаворонками в руках и кричали: 

«Жаворонки, жаворонки, прилетите! С собой весну красну принесите!». Иногда обрядовые действия с жаворонками сопровождались специальными песнями – Веснянками или Веснушками. Они исполнялись детьми и девушками. Рано утром, получив от матери только что испеченные жаворонки, дети раскладывали их на высокие места: на крыши домов, амбаров, сараев, на стога сена, нанизывали на ограды и пели: 

Жавороночки, прилетите к нам.

Принесите нам лета теплого, хлеба доброго.

Или:

Кулики, кулики куликали

Весну красну закликали:

Весна красна, на чем пришла?

На сохе, бороне, на кривой кочерге.

На жердочке, на бороздочке,

На ржаном колоску,

На пшеничном пирожку!

В Сороки проводилось много обрядовых действий, направленных на достижение успехов в крестьянском труде, и связанного с этим благополучия. Так, иногда обрядовую выпечку использовали для того, чтобы определить семейного засевальщика – человека, который бросит в землю первую пригоршню зерна во время весеннего сева: по поверью, от его легкой руки зависел будущий урожай. Хозяйка дома предлагала всем мужчинам семьи, даже маленьким мальчикам и старикам, взять из лукошка жаворонка; в одном из них была запечена монетка. Человек, которому попадался жаворонок с монеткой, считался избранным в засевальщики Богом. Обычай печь жаворонков сохраняется и по сей день.

В Покровском районе Орловской области такое печенье называют «кулики». Студентка ЕГУ им. И.А.Бунина, отвечая на вопросы этнографической анкеты, рассказывает, что у них с такими «куликами» становятся на стог и «закликают» – зовут весну. Другая студентка, из деревни Панкратовка Измалковского района Липецкой области, со слов «бабушек», рассказывает, что раньше дети бегали с «жаворонками» по улицам, залезали на крышу, зазывали солнце, весну. «Жаворонков» съедали, а головки от них приносили матери. Этот обряд очень древний и является характерным для Орловской губернии, в которую и входила территория нынешнего Измалковского района.
В 60-х – 70-х годах XX века в Ельце еще сохранялся русский городской обычай держать птиц: было огромное количество голубятников, ловили и покупали щеглов, чижей, репнухов. Мелких лесных птиц, согласно давней общерусской традиции, принято было выпускать на волю в праздник Благовещенья.

Большим праздником для народа было и остается Благовещенье Пресвятой Богородицы – 7 апреля. На Руси говорили: «Благовещенье – большой праздник у Бога, даже грешников в аду не мучат». Рассказывали о том, что утром в Благовещенье солнце играет на небе, переливается разными цветами. В этот день грехом считалось делать любую, даже самую легкую работу. Даже сейчас у нас говорят: «В Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Людей, которые нарушают запрет, ждало, по поверью, наказание. Замужние женщины рассказывали младшим сестрам и дочерям историю о наказании  непослушной девицы, севшей прясть в Благовещенье и превращенной в кукушку, которой даже запрещено иметь свое гнездо. Благовещенье воспринималось народным сознанием как день окончательного установления тепла и весны. Говорили – «На Благовещенье весна зиму поборола». Считалось, что в этот день земля «открывается» и Бог благословляет ее на сеянье.  В этот день девушки исполняли особые окликания – «гукали весну», торопили ее приход. В некоторых губерниях весну угощали пирогами, которые оставляли на ночь на возвышенном месте со словами «Вот тебе, матушка Весна!». Девушки за околицей деревни разжигали костры, чтобы «погреть землю, помочь ей пробудиться». Если в Сороки как бы «выпускали на волю» печеных жаворонков, то в Благовещенье – живых птиц. Говорили:

«На Благовещенье выносят пчел, птицам волю дают».

Этот обычай связан с представлением о птице как о Божьей вестнице и посреднице между миром людей и другими мирами. Отпустить птицу на волю – значило помянуть своих умерших предков. Голубятники же на Благовещенье в первый раз гоняли этих красивых птиц в голубом весеннем небе.

Завершали традиционный обрядовый цикл периода Великого поста Вербное воскресенье и  Страстная неделя, обряды которых также были насыщены глубоко архаической символикой.

Современные этнографические исследования Елецкого края и соседних регионов Черноземья показали, что многие верующие люди соблюдали пост и в советское время. В постсоветский период число людей, соблюдающих посты, заметно растет. Даже многие молодые люди говорили о том, что постятся сами или о том, что пост соблюдают их родственники, друзья, знакомые.

Такие важные праздники, как День сорока мучеников, Благовещение, Вербное воскресенье, приходившиеся на период Великого поста, в наших местах всегда соблюдались, сохранялись и обряды, связанные с ними.

 В 60-х – 70-х годах XX века в Ельце еще сохранялся русский городской обычай держать птиц: было огромное количество голубятников, ловили и покупали щеглов, чижей, репнухов. Мелких лесных птиц, согласно давней общерусской традиции, принято было выпускать на волю в праздник Благовещенья.

Важным и любимым народным праздником является Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой, когда повсеместно в храмах освящают веточки вербы. Верующие люди соблюдали эту традицию и в советское время. Освященную вербу приносят домой и ставят в Святой угол к иконам на весь год. Освященной вербе приписывают чудесные свойства.  В России широко был распространен обычай, принеся освященную вербу домой, слегка посечь ею детей, чтобы хорошо росли и весь год были здоровы. В Ельце зафиксированы рассказы об этом обычае, о его бытовании во второй половине – конце XX века. Ударяя детей вербой, приговаривали: «Верба хлест – бей до слез!». Рассказывают  о нем и информанты из Курской области, там приговаривали: «Верба сти – вверх расти!». В поселке Горшечное этой области вербой в Вербное воскресенье хлестали и домашнюю скотину. В селе Большая Боевка Елецкого района вербой, освященной в Вербное воскресенье, хлестали скотину, когда в первый раз после зимы выгоняли ее пастись в поле. Считается, что тогда скотина будет здорова  и все лето будет хорошо пастись. Этот обычай сохраняется в Боевке и по сей день. О нем рассказывают и в Покровском районе Орловской области. Он восходит к старинным скотоводческим обрядам, имевшим общерусское распространение. В северных и северо-западных губерниях России, на Урале и в Сибири проводился специальный обрядовый выгон скота, приуроченный к празднику Егория Вешнего (6 мая). Это был сложный, архаический по своему происхождению обряд. В Боевке рассказывают только о том, что скотину выгоняют в поле вербой, причем это не приурочивают к какому-либо дню или празднику.

Четверг на Страстной неделе обычно называют Чистый четверг. В Черноземье традиционно этот день посвящают уборке, мытью дома и домочадцев. Частные дома подновляют снаружи: белят, красят, если нужно; моют окна, наводят порядок перед домом. Считается, что в этот день нужно обязательно вымыться и всем людям. Девушки из города Ефремова Тульской области и села Большая Боевка Елецкого района Липецкой области рассказывают о том, что в Чистый четверг умываются водой «для красоты», а также, «чтоб смыть грехи». В Ефремове умываются ночью, в Боевке – рано утром.

В целом, для Елецкого края и соседних регионов Черноземья характерна высокая степень сохранности традиционных обрядов весенне-летнего периода.

                      А.Пискулин

 

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Статья выпуска. Постоянная ссылка.

1 комментарий Праздники и обряды Великого поста

  1. Наталья пишет:

    22 марта обязательно будем печь “жаворонков”.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>