О гербе города Ельца

В последнее время средства массовой информации уделяют много внимания истории города Ельца. Этот отрадный факт нельзя не заметить. Огорчает лишь то, что на страницах газет и в интернете очень часто появляются фантастические версии. Так, например, по одной из них, Елец был основан князем Владимиром Святым в 982 году, а, согласно другой, – олень, изображенный на елецком гербе, символизирует храброго воина, охраняющего русские земли.

Подобные заключения весьма далеки от науки, так как не подкреплены доказательствами или же приводимые доказательства абсолютно беспочвенны.

Так, сторонники версии о возникновении Ельца в эпоху Владимира Святого ссылаются на летопись под названием «Повесть временных лет», в которой якобы содержится упоминание о том, что Владимир строил города в земле вятичей, среди которых, по мнению некоторых краеведов, мог быть и Елец.

Действительно, в «Повести временных лет» есть упоминание вятичей в связи с постройкой новых городов, но оно не может быть принято как доказательство основания Ельца во времена Владимира Святого. Прочитаем текст:

«И сказал Владимир: «Нехорошо, что мало городов около Киева. И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населял города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их…»

Приведенный нами текст летописи свидетельствует лишь о том, что Владимир Святославич, укрепляя подходы к столице, заселял, в том числе и вятичами, построенные им города в оборонительной черте Киева, выселяя вятичей и других славян с их исконных территорий. Естественно, это известие не может служить основой для выводов о построении Ельца в эпоху князя Владимира. Обидно, но основная масса краеведов не знакома с первоисточниками!

Не знакомы исследователи, пытающиеся «расшифровать» герб Ельца, и с основами геральдики. Почему олень, символизирующий в русской культуре робость и кротость («Тиха, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива» и т.д.), превратился в елецком гербе в храброго воина?  Науке нужны факты. Если таких фактов нет, то это не более чем видение древнего мира глазами современного человека даже без попытки понять этот мир, войти в него. Это желание соединить воедино несоединимое. Это заключение, в котором нет четкого представления об исследуемом материале, а так как-то, как говорил Бальзаминов, все туманно.

Итак, герб Ельца. Можно ли сегодня восстановить исторические реалии, объясняющие происхождение елецкого герба и его значение? Думаем, да.Начнем с анализа известных фактов.

Большинству городов России гербы были пожалованы указом Екатерины II в XVIII веке, а герб Ельца – в белом (серебряном) поле красный с золотыми копытами и рогами идущий олень под зеленой елью (а когда-то, по елецкому преданию, стоящий в воде)  – был известен с древнейших времен и в русской геральдике называется старым. 

Традиционно с XIX века считается, что он объясняет название города, ибо Елец, елень и ель – слова фонетически (по звучанию) близкие. Однако слова елень и ель абсолютно не связаны между собою по смыслу, и установить, от какого слова происходит топоним Елец только на основании фонетической близости, невозможно.

Приняв во внимание указанное еще в XIX веке М.А. Стаховичем совпадение название города Елец и название монастыря в Чернигове – Елецкий, автор этих строк побывал в Éлецком монастыре, одном из древнейших монастырей Киевской Руси, и познакомился с его историей.

Именно там, на ели, святому Антонию Печерскому в 1060 явилась чудесным образом икона Богоматери, и топоним Елец стал обозначать место первого чудесного явления Богородичной иконы на Руси (см. в выпуске № 16 статью «К вопросу о происхождении названия «Елец»).  А еще через двадцать лет – зимой  1081 года во время первого похода Владимира Мономаха на вятичей – топоним был перенесен на берега Быстрой Сосны.

Возвращаясь к анализу герба, напомним, что все краеведы XIX века интуитивно полагали, что изображения на нем связаны с названием. И они не ошиблись. Правда, связь эта не только фонетическая, – она более глубокая.

Герб Ельца

Краеведческий музей

Чтобы ответить на вопрос о том, почему на гербе Ельца изображены олень и ель, нужно вспомнить, что герб – это прежде всего щит. На средневековых рыцарских турнирах со щитов герольдами «считывалась» информация об участниках, их победах и происхождении. Кроме того, изображения на щите были глубоко символичны. Именно они первыми встречали удары противника и в то же время были надежной защитой своего владельца, искавшего в том числе и у них помощи и спасения.

Но на чьем щите могли быть изображения ели и оленя? Ответ может быть только один. На щите человека, который стоял во главе похода на вятичей, – а это был Владимир Мономах.

В 1081 году Владимир Мономах был черниговским князем. Прошло только 20 лет с того момента, когда Антонию Печерскому явилась икона Божьей Матери. И черниговская ель, святыня, вечно цветущее древо, зеленый цвет которой символизирует надежду и радость о Господе и Матери его, чудесным образом явившихся черниговцам в 1060-м году по молитве святого Антония, красуется в серебряном поле щита (серебряный цвет в геральдике изображается белым и символизирует чистоту помыслов).

Благородный олень – многозначный византийский символ. Одно из его значений – победа христианства над язычеством. При этом нередко в Византии олень изображался стоящим в реке времени. 


Райское древо жизни. Мозаика базилики св. Климента в Риме, XII в.

Однако каким образом византийский символ мог попасть на щит Мономаха? Очевидно, через греческую царевну Анну, его мать, передавшую своему сыну имя греческих императоров – Мономах, а также знак византийских царей, одержавших победу над язычеством. Позже точно так же поступит Софья Палеолог, передав своему мужу, русскому князю Ивану III, знак византийских государей – двуглавого орла, ставшего впоследствии символом русской государственности. 

В гербе Ельца олень – красный, с золотыми рогами и копытами. Красный цвет со всеми его оттенками (червленый, пурпур) с древнейших времен присутствует на гербах особ королевской крови, символизируя власть, золотой – богатство, справедливость и великодушие. Цвета золотой и красный на Руси и позже в России обычно использовались на княжеских гербах.

Интересно, что благородные олени изображены на старых гербах двух других русских городов – Ростова Великого и Нижнего Новгорода. На гербе Ростова изображен стоящий в красном поле серебряный олень с золотыми рогами, гривой и копытами. На гербе Нижнего Новгорода – в белом поле идущий красный олень, рога и копыта черные. На каждом гербе фигуры смотрят, как и в Ельце, в правую геральдическую сторону (от зрителя влево), чтобы врагу, смотрящему на щит своего противника, при малейшем движении щита казалось, что фигура, изображенная на щите, идет прямо на него.

Обратим внимание, что и Ростов, и Нижний Новгород связаны с именем Владимира Мономаха. Ростов принадлежал его отцу Всеволоду. Почти ребенком Мономах самостоятельно с поручением отца ездил в Ростов сквозь землю вятичей, что по тем временам представляло полное опасностей путешествие. В Нижнем Новгороде много позже княжили потомки Владимира Мономаха. 

Ростов

Нижний Новгород

Вместо заключения.

 Зима 1081 года. Черниговский князь Владимир Мономах, выполняя волю своего отца Всеволода, идет на вятичей с целью их окончательного присоединения и подчинения. За плечами 28-летнего князя, знающего около 10 иностранных языков (что даже для Западной Европы  в то время было явлением исключительным!), богатый внешнеполитический опыт – жизнь в Константинополе, Кракове, Вроцлаве, Брно, участие в войне между Польшей и Богемией, в походах на половцев и междоусобных конфликтах, женитьба на дочери англосаксонского короля Гаральда II Эдгите.

Впереди его ждет большая и трудная жизнь. За  оставшиеся 44 года он успеет повоевать со степными народами и окончательно покорить их, 12 лет посидеть на великокняжеском престоле и расширить границы Руси до Дуная на западе и до Дона на востоке.

Потомки Владимира Мономаха также оставят свой след в истории.

Владимирская икона Божьей Матери

Третьяковская галерея

 Его сыну Мстиславу в подарок из Византии пришлют икону, по преданию написанную евангелистом Лукой, которую мы знаем как Владимирскую икону Божией Матери, ныне пребывающую в Москве, – городе, основанном другим сыном Мономаха – Юрием Долгоруким. 

Памятник Юрию Долгорукому в Москве.

 Дочь его будет королевой Венгрии. Мономахи породнятся и с Ельцом: правнучка Владимира Мономаха выйдет замуж за елецкого князя Владимира Ярославича и, в свою очередь,  породнит Елец через братьев и сестер своего отца со многими королевскими домами Европы (см. выпуск № 11 «Елецкие княгини XII века»).

По примеру и обычаю древних государей (вспомним князя Олега, прибившего свой щит к воротам Царь-града!) Владимир Мономах прибивает к воротам елецкой крепости свой щит, чтобы каждый подходящий к стенам города знал, что земля вятичей теперь подвластна русским князьям, что город Елец является оплотом христианства в языческом краю, защищенный, как и Чернигов, покровом Божией Матери на вечные времена.

Этот щит мы видим и сегодня при въезде в Елец с любого направления.

И до сих пор этот щит, а теперь уже герб, выполняет торжественную миссию, возложенную на него основателем:  всем, приближающимся к нему, он рассказывает, что город, осененный этим щитом, – один из старейших на русской земле, что он имеет славную историю, которая началась  933 года назад, зимой 1081 года, когда Владимир Мономах, внук двух императоров, двух величайших государей – Ярослава Мудрого и Константина Мономаха, въехал в вятичское городище Ходоты, а выехал  из древнерусского города Ельца, названного им в честь одного из самых святых мест – места первого явления иконы Божией Матери на Руси. 

Краснова Т.В.

 

Подробнее об этом можно прочитать в книге: Краснова Т.В. Начальная летопись Елецкой земли. Филологическая реконструкция. – Елец, 2011.

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Статья выпуска. Постоянная ссылка.

5 комментариев О гербе города Ельца

  1. Анатолий Авсенев пишет:

    Большое спасибо, Татьяна Владимировна, за уникальный исторический материал, всегда с большим удовольствием читаю Ваши статьи, жалко что только
    все в электронном виде.
    С уважением, Авсенев А Д

  2. Сергей Пузтых пишет:

    Очень интересно и познавательно о древней истории родного города. Спасибо.

  3. Ангелина пишет:

    Очень интересная статья! Искала подобное на разных сайтах, но читать там было скучно. Наткнулась на эту статью и не могла оторваться! Теперь я знаю многое о гербе города Елец.

  4. Серый пишет:

    По поводу герба, домыслы ни чем не обоснованы, во времена Ивана Грозного Елец это Кирши, улугбей (губернатор) коего объявляет себя и людей своих , казаками, смысл – независимость от Большой Узбекской Орды, от сих началась история ВВД, улугбея звали Шары Азман, известен он под именем Сары Азман, великого бахадира, прославившегося своими подвигами в Хазаре (Воронеже)

  5. Серый пишет:

    По поводу Оленя, хотелось бы добавить . Это Сарматский символ, по легенде сарматы пришли в придонье преследуя раненого оленя, именно так он изображен на гербе ВВД , со стрелой .

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>