Елецкое кружево, вплетенное в историю России…

Традиционный елецкий промысел – кружевоплетение – интересует людей всех возрастов – жителей города, области, приезжих со всех концов России и даже из дальнего зарубежья. Краеведы, писатели, журналисты проявляют интерес к традиционному елецкому искусству. Нельзя не заметить тот факт, что среди пишущих о елецком кружеве появляются новые имена молодых и талантливых журналистов, а это значит, что популярность елецкого кружева, интерес к нему возрождаются.

Согласно растиражированной средствами массовой информации точке зрения, в Ельце начали плести кружева чуть более двухсот лет назад – с 1801 года. Именно этим годом датируется сохранившийся кружевной плат со словами: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Иванова, 1801-го года». Кружевное льняное полотнище украшено цветами, фигурами животных и птиц. Они выполнены «полотнянкой» и «сеткой». О елецком происхождении данного кружева говорит изображение оленя и наличие «сетки».

Казалось бы, все предельно ясно. Однако именно этот датированный плат и заставляет нас задуматься о том, когда же на самом деле зародилось кружевоплетение в Ельце.

Развитие любого вида ремесла, начинаясь с примитивных изделий, достигает совершенства только через поколения. Изделие дьяконовой дочери Александры Ивановой говорит о том, что она была мастерицей высокого уровня (плетение фигур, да еще шелком, да еще с золотой сканью), о чем хорошо знала сама и, гордясь своим изделием, подчеркнула это, указав свое имя на плате, хотя, согласно установившейся еще в древнерусские времена традиции, автор не оставлял своего имени на изготовленном им изделии.

Дата на плате – в нашем случае 1801 год – свидетельствует о том, что в 1801 году в Ельце были кружевницы, способные выплетать изделия в высокой технике. А это означает, что кружевоплетение зародилось в Ельце много ранее указанной даты.

Но, может быть, дьяконова дочь «завезла» искусство кружевоплетения в Елец?

Каждая кружевница и каждая вышивальщица на Руси следовала в своих изделиях установленной традиции, которая передавалась от матери дочери, от учителя ученику. И даже если допустить, что дьяконова дочь приехала в Елец из другого города, где научилась плетению, она, по всем законам развития любого ремесла, продолжала бы плести кружево в усвоенной ею манере, а не пробовать себя в качестве дизайнера, изобретая новые приемы плетения кружева (сетка) и изображая чуждые ей фигуры (олень). 

В XX веке инженеры на фабрике «Елецкие кружева» придумывали новые эскизы с новыми фигурами – гербом Советского Союза, контурами елецкого собора и многие другие.

Однако по новым  сколкам –  «в духе дня» – изготовлены были лишь единичные выставочные экземпляры. В повседневную практику кружевниц они не перешли. Причем необходимо учитывать, что это было в уже XX веке, когда все кружевницы учились в школе, читали художественную литературу, смотрели телевизор, были знакомы с культурам разных народов, знали как о традициях кружевоплетения в других городах России, так и об иных, не елецких, технических приемах. И при всем при этом кружевницы не привнесли в свое ремесло ничего принципиально нового, приемы и узоры остались прежние, традиционно елецкие. 

Возникает новый вопрос. Если кружевоплетение в Ельце зародилось около 1801 года, то каким образом уже через 80 лет, в 1880 году по статистическим данным, в Елецком уезде насчитывалось более 1/3 кружевниц всей России? Чем объяснить такое молниеносное по меркам истории распространение кружевоплетения? Возможно ли это?

Давайте ответим на этот вопрос с позиций современной жизни. Мы живем в XXI веке. В нашем распоряжении есть всевозможные журналы, телевидение с мастер-классами, публикации в интернете с пошаговыми инструкциями, рекламирующими различные рукоделия. Выплетают кружева в ирландской технике, увлекаются макраме, изготавливают изделия из бисера и т.д. Но все это остается на уровне единичных любительских увлечений. Нам могут возразить, что кружево в XIX веке активно продавалось и, таким образом, составляло доход  кружевниц. Если дело только в этом, то почему же тогда в соседних с Елецким уездах кружево не плели? Даже на территории Елецкого уезда плели далеко не во всех населенных пунктах.

Каждый новый вопрос вызывает множество других. И все они не дают однозначного ответа. Ясно одно: датировать начало елецкого кружевного промысла 1801 годом – значит просто не вдуматься в смысл и значение того, что имеем, даже если эта дата условна.  Однако плюс пять или минус десять-пятнадцать лет нас не продвинут вперед в понимании явления. Любая дата должна быть обоснована.

В поисках ответа на вопрос о времени происхождении елецкого кружева и о его истоках давайте еще раз тщательно и вдумчиво проанализируем известные факты, сопоставим исторические сведения с данными других наук и дисциплин, реконструируем утраченное, то есть сделаем то, к чему нас обязывает любое исследование.

Начнем с происхождения слова. Известный этимолог русского языка М. Фасмер происхождение слова «кружево» считает древнерусским и соотносит со словом «круг».

Действительно, кто хотя бы однажды видел процесс плетения кружева, вынужден будет согласиться с тем, что в основе единственно возможной мотивации лежит бесконечный процесс окружения нитью воткнутых в сколок (чертеж) булавок, благодаря чему и получаются  ажурные изделия.

У каждого слова есть свой «день рождения» – более или менее точная дата происхождения.

Историк русского языка И.И. Срезневский приводит данные различных источников, начиная с Ипатьевской летописи, где неоднократно в сообщениях от XIII  века  упоминается слово «круживо».

«Кожюхъ же оловира Грецького и круживы злотыми плоскыми ошитъ» – 1252 год.

 «Княгини же его со слугами дворьными омывше его, и увиша и оксамитомъ со круживомъ, яко же достоить царемь…» – 1288 год.

 оксамитомъ со круживомъ, яко же достоить царемь…» – 1288 год.

Историки, занимающиеся развитием кружевного промысла в России, говорят о том, что все кружево, известное в России, до второй половине XVI века было иностранным, так как до нас не дошло его старинных образцов.

 По этому поводу у нас есть два возражения, основанием для которых являются данные приведенных нами словарей.

Итак, возражение первое: не сохранилось – отнюдь не значит, что никогда не существовало. Если самая древняя сохранившаяся русская датированная книга относится к ХI веку, то это вовсе не означает, что в Х веке при принятии христианства, богослужение которого требует устойчивой и сформировавшейся книжной традиции, на Руси не было книг.

 Второе: если на Руси существовало исконное древнерусское слово кружево для обозначения изделий особого типа, то, по законам языка и простой логики, оно не могло быть образовано только для обозначения импортируемого товара. Ввозимые товары, не имевшие аналогов на Руси, вводили, как вводят и до сих пор, в русский язык иноязычную лексику (примеры тому – заимствования петровский эпохи, в настоящее время – вся компьютерная лексика: файл, сайт, блог и др.) В цитированных отрывках наблюдаются явления такого же порядка: «оловир», «ферязь», «отлас» и т.д. И если в языке для обозначения ввозимого товара использовалось исконное слово кружево, значит, аналогичный, свой собственный, для обозначения которого и использовалось восточнославянское слово, уже был на Руси.

Но был ли? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся еще раз к монографии историка С.П. Ершова, который в течение многих лет скрупулезно собирал материалы, касающиеся истории кружева в России.

«В 1988 году газета «Труд» опубликовала небольшое, но емкое сообщение, которое вносит коренные изменения в освещение вопроса о возникновении искусства кружевоплетения на Руси у древних славян, об истоках всего прикладного народного искусства как важной стержневой части материальной и духовной культуры страны.

При раскопках Старой Рязани археологи обнаружили сохранившиеся остатки кружева начала второго тысячелетия. Заслуженный художник РСФСР Диана Алексеевна Смирнова познакомилась с материалами археологической экспедиции…

Д.А Смирнова

Изучая то, что сохранилось, Д. Смирнова убедилась, что славянские древние мастерицы владели сложной техникой плетения. На реставрацию древнего кружева, восстановление сложных узоров и разгадывания техники плетения славянских мастериц Д. Смирнова затратила не один год. И вот в результате была выполнена кружевная скатерть по древним узорам «красное лето»… Диана Алексеевна сообщает о трудностях и путях выполнения этой архисложной и очень интересной работы: «Разбирая плетение, я обратила внимание на необычное очертание некоторых рисунков. Они как-то необычно вплетались в традиционные орнаменты рязанских русских кружев. Эти загадочные узоры напоминали пиктограммы, символы начального древнеславянского письма».

Скатерть была передана Всероссийскому музею декоративно-прикладного искусства. Ученые-лингвисты увидели и признали в узорах элементы древнеславянской письменности, а мастера-художники в технике узоров – общий прием плетения полотнянки – «скань», характерный для древних образцов только елецких и рязанских кружев. … Скатерть «красное лето» …является вещественным доказательством и документом, подписанным археологами и учеными-лингвистами, о славянских самобытных истоках и корнях русского художественного кружевоплетения…»

Итак, отечественный аналог привозному кружеву был. Его наличие зарегистрировано не только языком, что уже само по себе может быть неопровержимым доказательством, но и данными археологических раскопок на территории Старой Рязани.

 Продолжение следует

Литература:

1…Под мелодичный звон коклюшек, или Рассказ о Елецких кружевах / «Культурный сайтик»… ku48.ru›article/1101

2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997.

3. Давыдова С.А. Кружевной промысел Елецкого уезда. СПб, 1913.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. М., 1996. – Т. II. – с. 385.

5. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958. – Т. I. – С. 1334.

6. Ершов С.П. Елецкие кружева и кружевницы. Елец, 2000. – С. 8-9.

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Статья выпуска. Постоянная ссылка.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>