ОБРЯДЫ ПАСХАЛЬНОЙ НЕДЕЛИ.

После дня Пасхи начиналась Пасхальная неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно. В народе ее называли Светлая, Великая, Великоденская, Красная неделя, Светлая седмица.

Традиция празднования Пасхи в течение всей следующей за ней недели была связана с представлениями православных людей о том, что в день Воскресения Иисуса Христа  солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт лишь в Фомино воскресенье. 

Вся Пасхальная неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались праздничными яствами. Однако, излишеств в еде и питье, великого общего разгула, характерного, например, для престольных праздников, в эти светлые  дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Пасхальную неделю на улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывали других гулявших, пели песни.

В Пасху обычно начинались игры с крашеными яйцами, они продолжались всю Пасхальную неделю, а иногда – вплоть до Вознесения. 

Широко распространенная игра – Катание яиц. Эта игра была довольно азартной и могла продолжаться по нескольку часов. Некоторым удавалось набрать за игру до двух-трех десятков яиц.

Катание яиц проходило также и в другие праздники весенне-летнего цикла. В деревнях Верхнего и Среднего Поволжья во время празднеств, связанных с культом языческого божества Ярилы, приходившихся на Петровское заговенье, парни и девушки, расположившись парами, толкали яйца по земле друг другу. Катание яиц в Петровское заговенье в разных вариантах было известно и на северо-востоке России, и в Сибири.

В селе Рябинки Елецкого района рассказывают о традиции «катать яйца» на Красную горку. Вот рассказ очевидца игры в 60-х годах прошлого века:

- Катали яйца крашеные по горке. Участвовали только мужчины. Заранее готовили место: расчищали  на горке круг от травы, вынимали землю, круг обжигали, делали идеально ровный круг и идеально ровную поверхность круга. На расстоянии от круга, выше него, втыкали рогатину деревянную, на нее приспосабливали желобок из коры или из дерева. На праздник мужики одевались нарядно: пиджаки, белые рубахи, фуражки. Приносили с собой крашеные яйца, их «ставили на кон», клали в круг по одному. По очереди другим яйцом, спустив по желобу, они старались стукнуть яйца, лежащие в круге. Сколько стукнет – те  – выиграл. У каждого были свои приемы: например, «катать, катать взад-вперед, потом пустить сильно по желобу». Дети со всей округи были зрителями и болельщиками. У них была своя игра: стукались яйцами. У кого оставалось яйцо целым после «стука», тот выиграл и забирал себе яйцо, треснувшее или разбитое. Шум, веселье, праздник. Некоторые (и дети, и взрослые) уносили домой по нескольку десятков яиц, шли гордые – выиграли!

В селе Волотово Лебедянского района зафиксирована та же игра «Катание яиц», но играли в нее обычно на Пасху. Местная жительница1925 г.р. рассказывала:

«Дед мой, бывал, набьеть яиц целую лукошку, и думаешь, какую же взять-то, чтоб покрасивей. А как бить, он выбирал по своей науке, а по какой, нам про это не сказывал».

В XIX веке катание яиц представляло собой веселую забаву с участием большого количества людей. Однако в древности эта игра входила в комплекс магических действий, связанных с пробуждением и символическим оплодотворением земли. Так, во многих местностях России существовал обычай в день Вознесения катать яйцо по озими в надежде на хороший урожай. Очень популярным во время Пасхальной недели было такое праздничное развлечение, как качели. Где-нибудь в удобном просторном месте устраивали «обчественные качели» – в складчину. И с утра до ночи развлекался здесь народ: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармошками. Качание на качелях носило и символический характер, связанный с любовно-брачной тематикой. На качелях сидели или стояли девушки, которых раскачивали парни. В благодарность парни получали от девушек крашеные яйца. В Орловской губернии парни, посадив девушку на качели, били ее по коленкам веткой (в шутку), требуя сказать, кого она любит. В Вятской и Нижегородской губерниях девушку качали до тех пор, пока она не называла имени своего жениха. Все эти действия сопровождались качельными припевками:

На святой неделюшке        

Повесили качелюшки,

Сначала покачаешься,

Потом повенчаешься.

 Пасхальная неделя была также временем,  когда в русских деревнях проходили смотрины невест. Это происходило по-разному в разных местностях. Например, в Рязанской губернии девушки, вступившие в брачный возраст, приглашались на площадь перед церковью. Там они стояли некоторое время всем напоказ, а затем катались по селу на лошадях. При этом их «предлагали» в невесты каждому встретившемуся мужчине. А вот в Орловской губернии девушки, надев первый раз женскую одежду – понёву, отправлялись на луг жарить яичницу и веселиться без участия парней.

Яичница здесь являлась ритуальным обрядовым блюдом. 

В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Во время Пасхальной недели во многих областях устраивались смотрины молодоженов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус. В величальных песнях, которыми окликали молодых под окнами их дома, обозначалась главная цель брака – умножение человеческого рода. Например:

 Во корнях тех дерев

Горностай гнездо свивал,

Горностай гнездо свивал

Да малых деток выводил.

 Пасхальные празднества завершались в Фомино воскресенье – первое воскресенье после Пасхи, последний день Пасхальной недели. Народное название этого дня – Красная горка. В народном быту этот день отмечался широко и радостно. С восхода до заката солнца проходили молодежные гулянья, сопровождавшиеся хороводами, песнями, качаниями на качелях. По народным представлениям, участие в гулянье на Фомино воскресенье утверждало юношей и девушек в качестве потенциальных женихов и невест. В ряде мест на Красную горку устраивали свадьбы, так как этот день считался счастливым для вступающих в брак.

За Красной горкой следовала Фомина неделя, во второй день которой – на Радуницу – обычно поминают усопших родственников.

Характерной чертой народной обрядности было поминовение усопших предков в Пасхальную неделю. Это не согласовывалось с практикой церковных поминаний, которые на Пасхальной неделе не проводились. Однако, согласно народным представлениям, именно в Пасхальную неделю души умерших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться празднику. Поминальными днями этой недели были первый, второй день Пасхи и Пасхальный четверг. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью.

Верили, что умершие, получив приглашение, приходили в дома, садились за столы, ели и пили вместе с живыми, стояли в церкви на праздничной литургии. В эти дни люди оставляли  для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на них отдыхать; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Христову и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Землю души умерших покидали, по распространенным представлениям, в Фомино воскресенье или в Радуницу.

Ритуальную трапезу часто устраивали непосредственно на могилках. В Ельце в пятидесятых, шестидесятых годах прошлого века эта традиция соблюдалась очень стойко. На Старое кладбище приходили семьями, христосовались с умершими предками, общались с ними, выпивали и закусывали, праздновали Воскресение Христово и выражали надежду на воскрешение всех православных. Некоторые соблюдают эту традицию и сегодня.

Раньше в Пасхальную неделю проводились обходы селений церковным причтом. Крестный ход, во главе которого шли богоносцы с иконами и хоругвями, а за ними священники, дьяконы, псаломщики, был довольно торжественным. Это был особый обход, которого ждали все крестьяне, так как в этот день, единственный в году, выносили запрестольные образа. Священник служил молебен, а затем под пение праздничного тропаря вся процессия направлялась к первому дому, где их уже ждали. Около дома или в доме готовили стол с пасхальными яйцами и куличом. В каждом доме священник служил молебен, кадил, кропил все вокруг святой водой. После обхода всех домов иконы передавали крестьянам-богоносцам, пришедшим за ними из следующей деревни. Если приход был большой, то священники обходили деревни несколько дней. Пасхальные молебны, как считалось, способны были защитить людей от бед и несчастий.

Пасхальные молебны, по убеждению русских крестьян, должны были способствовать благополучию семьи и хозяйства. Именно поэтому по ходу молебна проводилось множество дополнительных обрядовых действий. Например, считалось необходимым тщательно хранить скатерть с остатками воска, лежавшую на столе во время молебна, так как она якобы снимала материнское проклятие; перед молебном под скатерть насыпали соль, которая, по поверью, приобретала целебные свойства; около стола ставили кадушки с семенами ржи, пшеницы, овса, гороха, чтобы они приобрели хорошую всхожесть. В некоторых деревнях даже полагалось после молебна, совершенного на полях, покатать по земле священника, чтобы «снопы были тяжелые, посевы тучные». Эти действия объяснялись тем, что на Пасхальной неделе Господь дает людям благодать; и, по народному мнению, священник, как посредник между Богом и людьми, может содействовать в ее получении. Катание по земле – древний прием народной магии, дающий земле плодородие. В православных храмах каждый день Пасхальной недели совершается пасхальная литургия, царские врата алтаря и дьяконские двери все это время остаются открытыми в знак того, что воскресший Христос открыл для верующих двери Царства Небесного.

 

 

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Круг светлых дней. Постоянная ссылка.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>