НИКОЛА ВЕШНИЙ

                                      Святой Николай Мирликийский. Икона

Проси Николу, а он Богу скажет – говорил русский народ.

Святитель и чудотворец, угодник Божий, Николай Мирликийский почитался русским народом как главный заступник и покровитель.
О нем говорили:
Нет за мужика поборника супротив Николы.
Никола на море спасает,
Никола мужику воз подымает.
Праздник в честь Николая Угодника на Руси отмечают дважды в году: 19 декабря и 22 мая – (9 мая по старому стилю). Не грех и подивиться такому знаковому и символическому совпадению чисел.
Народ говорил –
Есть два Николы: один травный, другой морозный.

22 мая – Никола Вешний, 19 декабря – Никола Зимний.

Один исследователь народного быта писал в XIX веке: «Чудотворец Николай есть посредник между Богом и людьми и к нему такое имеют сильное верование, что русский, войдя в церковь, устремляет свое набожное внимание на его образ и молится ему с не меньшим усердием, как самому Богу, призывает его на помощь: Святой Николай Угодник! Помоги мне, святой чудотворец! Покрой меня своим чудом и сохрани от всех несчастий».

Русский народ воспринимал Николая Угодника как своего народного святого, помогающего и в большом и в малом: и супостата одолеть, и дом построить, и жизнь защитить, и невесту хорошую выбрать.  

Николай Угодник. Деревянная скульптура Вологодского музея

Народ свято верил, что Николай Угодник – свой русский святой.

В  повести «Очарованный странник» Лескова есть эпизод, который показывает отношение русского человека к Николаю Угоднику, именно как к своему, истинно народному святому. Главный герой Иван Северьянович встречается в степи с проезжим чувашином:

«Мне на четвертый день чувашин показался, один пять лошадей гонит.

– Садись – кричит – веселей, двое будем ехать.

– Я говорю – А  кто ты? Может быть, у тебя Бога нет.

– Как – говорит – нет? Это у татарина Бога нет, он кобылу ест, а у меня есть Бог.

– Кто же – говорю – твой Бог?

– А у меня – говорит – все Бог: и солнце Бог, и месяц Бог, и звезды Бог – все Бог. Как у меня нет Бога?

– Все у тебя Бог?! А Исус Христос, стало быть, тебе не Бог?

– Нет – говорит – и он Бог, и Богородица Бог, и Николач Бог!

– Какой – говорю Николач?

– А что один на зиму, один на лето живет.

Я его похвалил, что он русского Николая Чудотворца уважает.

– Всегда – говорю – его почитай, потому что он русский, – и уже совсем было его веру одобрил и совсем с ним ехать хотел, а он, спасибо, разболтался и выказался.

– Как же – говорит – я Николача почитаю: я ему на зиму пущай хоть не кланяюсь, а на лето ему двугривенный даю, чтоб он мне хорошенько коровок берег. Да еще на него одного не надеюсь, так Керемети бычка жертвую.

Я и рассердился.

– Как же – говорю ты смеешь на Николая Чудотворца не надеяться и ему, русскому, всего двугривенный, а своей мордовской Керемети поганой целого бычка. Пошел прочь – говорю – не хочу я с тобою. Я с тобою не поеду, если ты так Николая Чудотворца не уважаешь!».

На Руси Николай Угодник почитался как национальный святой, покровитель русского народа, как крестьянский святой – мужицкий заступник. Верили, что Николаю Угоднику можно молиться во всех нуждах, что он всегда и всем поможет, что он добр и милостив.

Отправляясь в дальнюю дорогу, говорили:

Никола в путь, Христос подорожник.

 Бог на дорогу, Никола в путь.

Микола с нами.

 Провожая на ратное дело, надеялись на защиту святого и читали заговор:

Д а хранит тебя Микола многомилостивой,

В бою да сохранит он с неприятелем,

От оружьица ведь он да басурманского,

И от искры сохранит тобя трескучей,

И от этого огня да от полящего.

Впереди да он Микола щитом бере,

Позади да он Микола мечом секе,

Посторонь да он Микола огнем палит,

Тучи нет, а как гром гремит,

Грому нет, а искры сыплются.

Особо почитали Николая Угодника русские  мореплаватели и моряки. Эта традиция восходит к русскому средневековью, ко временам Господина Великого Новгорода и былинного гусляра Садко. Новгородцы были известны, как смелые путешественники и отважные мореходы. В опасностях на море они молились Николаю Угоднику. Эта традиция перешла к морякам Российского 

 

флота. На каждом корабле был образ святого Николая Чудотворца. Во время
бури его выносили на палубу и молились о спасении. В житии Николая Чудотворца содержатся рассказы о спасении им мореплавателей и утопающих. В знаменитой новгородской былине о Садко именно Никола Угодник выручает гусляра из плена морского царя. Он является Садко, когда тот играет на гуслях, потешая морского владыку, из-за пляски которого разразилась страшная буря. Николай Чудотворец подсказывает Садко, как вернуться на святую Русь. По совету Николая Садко рвет струны, отпрашивается у морского царя на землю за новыми, и оказывается на берегу Волхова в родном Новгороде. В 1914 году Сергей Есенин пишет Стихотворение «Микола». Поэт, как никто другой, передал  глубину народной веры, народного чувства и народного мировосприятия через образ Николая Чудотворца – Угодника Божьего.

1.
В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сел и деревень.

На плечах его котомка.
Стягловица в две тесьмы.
Он идет, поет негромко
Иорданские псалмы.

Злые скорби, злое горе
Даль холодная впила;
Загораются, как зори,
В синем небе купола.
………………………..

Ходит ласковый угодник.
Пот елейный льет с лица:
«Ой ты, лес мой, хороводник,
Прибаюкай пришлеца».

2.
…………………………
Тучка тенью расколола
Зеленистый косогор…
Умывается Микола
Белой пеной из озер.

Под березкою-невестой,
За сухим посошником,
Утирается берестой,
Словно мягким рушником.

И идет стопой неспешной
По селеньям, пустырям:
«Я жилец страны нездешной,
Прохожу к монастырям».

Высоко стоит злотравье,
Спорынья кадит туман:
«Помолюсь схожу за здравье
Православных христиан».

 

3.
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде.
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.

Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.

Защити там в черных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».

Ходит странник по трактирам,
Говорит, завидя сход:
«Я пришел к вам, братья, с миром –
Исцелить печаль забот.

Ваши души к подорожью
Тянет с посохом сума.
Собирайте милость Божью
Спелой рожью в закрома».

Св.Николай Чудотворец, с Иисусом Христом и Богородицей, XIX в.

Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей. Икона происходит из церкви Григория Богослова Ошевенского погоста Каргопольского района Архангельской области

Св.Николай Чудотворец, с Иисусом Христом и Богородицей, XIX в.
Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей. Икона происходит из церкви Григория Богослова Ошевенского погоста Каргопольского района Архангельской области

«Всем есть место, всем есть логов,
Открывай, земля, им грудь!
Я – слуга давнишний Богов –
В Божий терем правлю путь».

Звонкий мрамор белых лестниц
Протянулся в райский сад;
Словно космища кудесниц.
Звезды в яблонях висят.

На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас;
«Миколае-чудотворче,
Помолись ему за нас!»

 

 

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Круг светлых дней. Постоянная ссылка.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>