Елецкая наступательная операция являлась частью московской наступательной операции. 5 декабря 1941 года в наступление на немцев перешел Калининский фронт, а 6 декабря – войска правого крыла Юго-западного фронта начали операцию по освобождению Ельца и разгрому крупной вражеской группировки. 9 декабря город был освобожден, а сама победоносная Елецкая операция продолжалась до 16 декабря. Результатами ее стало продвижение наших войск на 80 –100 километров, освобождение 400 населенных пунктов. В районе западнее Ельца были окружены и уничтожены силы двух пехотных дивизий противника, потери врага только убитыми составили 16 тысяч человек. Было захвачено 150 орудий, 250 пулеметов, свыше 700 автомашин и много другой техники.
9 декабря – день освобождения Ельца от немецких оккупантов. Но эта дата, важная для ельчан, отмечается еще и во всей России как день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Совпадение двух этих фактов вызвало к жизни новую легенду – легенду о небесном покровительстве Ельцу Георгия Победоносца. А то, что родилось в самом народе, подтверждено историческим фактом и зиждется на вере, которая снова возвращается в народное сознание, – будет жить долго.
Святой Георгий в христианской традиции известен как мученик и чудотворец. Будучи знатным по рождению (родился в христианской семье в Каппадокии), занимая высокий пост в гвардии императора Диоклетиана, он, когда начались гонения на христиан, раздал свое внушительное имущество, открыто объявил себя христианином и обличил императора-язычника как гонителя христиан.
Св. Георгий. Нач. XII в. Успенский собор Московского Кремля
Георгий был подвергнут жестоким пыткам и обезглавлен в Никомедии 23 апреля 303 года (по григорианскому календарю 6 мая). Существует много сказаний о его жизни, подвигах и чудесах. Святой почитается по всему христианскому миру, так называемый Георгиевский крест – красный на белом поле – присутствует на флагах и гербах Англии, Великобритании, Грузии; на гербе города Милана. Святого почитают как покровителя воинов, несущего победу христианскому воинству. В средневековой Западной Европе Георгий Победоносец считался покровителем рыцарства. Покровительствует Георгий также нелегкому труду земледельцев и скотоводов: первое связано с греческим переводом его имени (по-гречески Георгий – земледелец); второе – с одним из чудес святого: Георгий встречает крестьянина, у которого пал единственный вол, пожалев крестьянина, он воскрешает вола.
На Руси почитание Георгия начинается с самого раннего этапа распространения христианства в нашем государстве. Имя Георгий у русских имеет еще два варианта: Егорий (Егор) и Юрий. Имя Юрий пользовалось большой популярностью в княжеской среде средневековой Руси.
Печать Ивана III. 1472 год
Изображение святого Георгия помещались на монетах и княжеских печатях. Георгий Победоносец изображен на гербе нашей столицы. В царствование Федора Ивановича (сына Ивана Грозного) монету с изображением святого Георгия вручали за храбрость воинам как почетный знак для ношения на шапке или на рукаве. В Российской империи орденом святого Георгия награждались выдающиеся военачальники, а знак отличия ордена «Георгиевский крест», вручавшийся офицерам и солдатам, стал символом воинской доблести. Полки в российской императорской армии за отличие в боях получали специальные георгиевские ленты на полковые трубы. В советское время Георгиевская лента была возрождена в годы Великой Отечественной войны как элемент советских воинских наград.
Победа Георгия над змеем, одно из самых прославленных деяний святого, являлось частым сюжетом в русской иконописи. Как гласит предание, жители города Бейрута страдали от страшного змея, опустошавшего их землю. Когда горожане вынуждены были отдать на растерзание царскую дочь, явился на коне святой Георгий и пронзил змея копьем.
Чудо Георгия о Змие. Нач. XIV в. Новгородская школа. Русский музей, Санкт-Петербург
В другом варианте легенды святой покоряет змея силой молитвы; царевна отводит змея в город, где жители, видя чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.
Легенду часто трактуют иносказательно: царевна символизирует христианскую церковь, змей – язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом, которого библия называет «древним змием».
В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых. В народе его называли Егорий храбрый. В специальной «Егорьевской» песне, исполнявшейся во многих губерниях России, пелось:
На тым соборе три престола:
Первый собор – свят Егорий,
Другой престол – Мать Пречистая,
Третий престол – сам Сусхристос.
Русский народ отмечал праздник святого Георгия дважды в году: весной, 6 мая по новому стилю (День святого великомученика Георгия Победоносца), этот праздник называли Егорий вешний; и зимой, 9 декабря: этот день связан с реальным историческим событием в истории русской православной церкви – освящением храма во имя великомученика Георгия в Киеве при Ярославе Мудром.
В народе святой Георгий был олицетворением созидающих сил природы. В свой вешний праздник он приносил солнце и тепло на русскую землю, выпускал на волю росу, давал полям первый дождь, оживляя землю после зимы. В зимний праздник к святому Георгию обращались с просьбой, защитить людей и животных от нападения хищников, это было связано с представлениями о том, что Георгий – хозяин, покровитель и защитник всех зверей, и диких, и домашних. Его еще назвали «Волчьим пастырем», считалось, что он лично распределяет добычу хищникам. Говорили: «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «Все звери, вся живая тварь у Егория под рукой», «Без Юрьева наказу и серый сыт не будет», «На то Егорий волку зубы дал, чтоб кормился». Волка считали собакой святого Георгия: «Волк – Юрьева собака».
Егорий-волчий пастор
Декорации по мотивам народных поверий
Считалось также, что в Егорьев день медведи крепко засыпают в берлоге на всю зиму. Волки жмутся к деревенским задворкам. В Рязанской губернии на Егорьев день пекли специальную обрядовую выпечку в форме коней и относили ее в поле в дар святому Егорию. Егорий зимний символизировал также окончательное вступление зимы в свои права. Однако, несмотря на холода, русские люди любили и радостно отмечали этот праздник. Говорили: «На Руси два Егория: один холодный, а другой голодный. А везде Божья благодать». В этот день ходили слушать воду в колодцах и ключах: если тихо, не волнуется – зима будет теплая; послышатся звуки, бурление – ожидали сильных вьюг и морозов.
Роль Георгия как народного защитника, как святого Победоносца для ельчан обретает особый смысл: ведь именно 9 декабря в ходе Елецкой наступательно операции город был освобожден от врага, и эта победа стала прологом сокрушительного разгрома немцев под Москвой.
Алексей Пискулин
Опубликовано: Пискулин А.А. Легенды города Ельца. 9 декабря.
Елец – 2013. С. 47–50.