Тихон Задонский как литературный прототип

                                                                          Балашова О.С.

    В работе литературоведа А.В. Чичерина «Ритм образа» в разделе «Ранние предшественники Достоевского» есть указание на то, что святитель Тихон Задонский (Задонск – город в 40 км от Ельца) явился прототипом старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Чичерин пишет: «Чаще и еще более горячо, чем Державина и Карамзина, Достоевский цитирует еще одного писателя второй половины XVIII века – Тихона Задонского (1724-1783)».

     В 1979 году, будучи студенткой Елецкого государственного педагогического института, я, работая над своим дипломом, посвященным творчеству Тихона Задонского (моим научным руководителем была Софья Васильевна Краснова), в архивах Задонского краеведческого музея натолкнулась на собрание сочинений Тихона Задонского в 12 томах. 

 

 

 

Святой Тихон Задонский

 

 

Книги представляли собой объемистые, довольно потрепанные, пожелтевшие от времени, пропахшие ладаном тома в коричневых переплетах. Местами можно было рассмотреть тиснение золотом на обложках. На первой странице каждого тома написано: «Сочинения преосвященного Тихона». На следующей странице читаем: «Сочинения преосвященного Тихона Епископа Воронежского и Елецкого. Издание второе. Санкт-Петербург в типографии Ивана Глазунова. 1825 год. От Цензурного Комитета, утвержденного при Санкт-Петербургской Духовной Академии, печатать дозволяется. С. Петербург, Мая 10 дня 1822 года. Казанского собора протоирей Иоанн Бедринский». Некоторые тома помечены были 1826 годом. Интересно, что 11 том был представлен в 2-х экземплярах. Один издан в Санкт-Петербурге, а другой в Москве в Синодальной типографии в 1860 году.

Эта книга заметно отличалась от остальных. Она была в темно-зеленом переплете, гораздо сильнее потрепана, хотя год издания более поздний. Заслуживает внимания еще одна деталь: во всех томах 1825-1826 годов издания на первой странице было написано: «Из книг Федора … Бунина».

Эта надпись очень заинтересовала нас с Софьей Васильевной Красновой: а не является ли этот Федор Бунин родственником нашего земляка И.А. Бунина? Просмотрев работу Юрия Гончарова «Предки И.А. Бунина», мы пришли к выводу, что этот Федор Бунин прямым родственником писателя не являлся, но, возможно, он принадлежит к какой-нибудь не прямой ветви его генеалогического древа.

Просидев немало дней и ночей за чтением произведений Тихона Задонского, я обратила  внимание на его сочинение «Сокровище духовное от мира собираемое». Именно в этой работе я заметила, что святитель Тихон всегда старался представить догматы веры в соотношении с нравственно-религиозными вопросами, подчеркивая живую связь, соединяющую догматы и действительность повседневной жизни. Таким образом, его сочинения были доступны читателям, не имеющим богословского образования. Природа, простые житейские явления – все служит ему материалом для иллюстрации и обоснования его религиозных выводов, объяснения сущности догмата и его скрытого смысла. Во всех своих писаниях, как и в устной проповеди, святитель Тихон настаивает на подражании Христу.

 

 

 

 

Задонский монастырь

Христос и для писателя Достоевского представлял высшую этическую норму, наиболее полное воплощение мечты о положительно прекрасном человеке. На все вопросы, поставленные, но не решенные в романе Иваном Карамазовым, должна была дать ответ «Правда Христа», учение православной церкви. Эту правду излагает старец Зосима. За книгой «Procontra» с бунтом Ивана, с «Легендой о Великом Инквизиторе» в романе следует книга «Русский инок». Эта книга состоит в основном из рассказов и наставлений старца Зосимы, записанных Алешей Карамазовым.    

Во II главе шестой книги романа в жизнеописании старца Зосимы  – многое в духе «Сокровища Духовного от мира собираемого».

«Кто не верит в Бога, тот и в народ Божий не верит. Кто же уверовал в народ Божий, тот узрит и святыню его, хотя бы и сам не верил в нее до того вовсе», – говорит Зосима.

У Тихона Задонского в главе «Кто что любит, того и ищет» читаем: «Видим, что люди, что любят, того и ищут тщательно, и тем более что любят, тем усерднее того и ищут… Когда хотим Бога любить и его искать, должно от грехов отвратиться и покаяться и мир с прелестью и суетой оставить и только единого Бога желать и искать. Христиане! Когда хочешь Бога любить, ненавидь грех. Грех и Бога любить никак невозможно»9.

Тот же элемент повествовательности и поучительности встречаем мы и в этих словах Зосимы: «На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа перед нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий перед потопом».

Сравним с Тихоном Задонским: «Что светильник в доме, то есть вера живая в сердце человеческом. Светильник зажигается от человека: светильник веры зажигается от Духа Святого через слышанное Слово Божие. Когда светильник в доме горит и сияет, все ясно в доме. Так, когда светильник веры в сердце сияет, человек все духовное ясно видит».

И старец Зосима у Достоевского, и Тихон Задонский утверждают, что без христовой веры человек бредет в темноте, и только она помогает ему в его земной жизни.

 Сходны у старца Зосимы и Тихона тонкий лиризм философского изображения природы.

Изображение природы у Тихона Задонского только отправная точка для его рассуждения. Он нежно говорит: «…малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, куда ни преклоняется, туда и растет», и восторженно: «Во время весны всякая травка и зелие исходят из недр земли и являются в своем виде».

У Ф.М. Достоевского этот лиризм значительно возрастает: «Всякая-то травка, всякая-то букашка, муравей, пчелка золотая, все-то до изумления знают путь свой, не имея ума, тайну божию свидетельствуют, беспрерывно совершенствуют ее сами… Небо ясное, воздух чистый, травка нежная, птички, природа прекрасная и безгрешная…».

     В отношении к собственническому миру, в изображении противоположности роскоши и нищеты все творчество автора «Бедных людей», «Униженных и оскорбленных» тесно связано с традицией Тихона Задонского. Тихон Задонский сравнивает роскошь, богатство с ненасытным, всепожирающим чревом: «Роскошь подобна чреву все пожирающему. И роскошь есть прихотлива, и ничем и никогда удовольствоваться не может… Роскошь требует, чтобы человеку пространно жить. А на то немалые суммы надобны. Что же замышляет роскошный? Надобно роскошному всякую неправду делать. Властелину надобно подначальных обижать, помещику излишние оброки на крестьян налагать, купцу лгать и покупающих обманывать, иному мзду наемному удерживать, иному на воровство, хищения и всякую неправду обращаться надобно». И как бы делая вывод из всего сказанного, Тихон восклицает: «Всему и всякому злу роскошь причиной бывает».

 

 

Церковь Тихона Задонского в Задонском монастыре. На этом месте стояла келья святителя

 

Совершенно в духе обличений Тихона Задонского говорит и старец Зосима: «Живут лишь для зависти  друг к  другу, для плотоугодия и чванства. Иметь обеды, выезды, экипажи, чины и рабов считается уже такой необходимостью, для которой жертвуют даже жизнью, честью, человеколюбием, чтобы утолить эту необходимость, и даже убивают себя, если не могут утолить ее».

     В проповедях старца Зосимы мы находим и элементы, взятые из других произведений Тихона Задонского. В частности, Зосима часто призывает к любви к людям, животным природе: «Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах». В этих словах ясно прослеживается связь с Тихоном Задонским. В его произведении «Краткие нравоучительные слова, сочиненные Преосвященным Епископом Тихоном, во время пребывания его на обещании той епархии в Задонском монастыре» в «Слове двадцать четвертом. О любви» говорится: «Возлюбленные христиане, ежели бы мы имели истинную любовь, то отвела бы она от нас всякое неблагополучие и ввела бы всякое благополучие: были бы наши города, села, деревни и добрые места радости и сладости исполненные. Любовь без того не бывает. Ежели бы в людях любовь была, не терпели бы люди клеветы, укорения, поношения, ругани, бесчестия и прочего зла». дома… А главное – не лгите».

    Таким образом, Тихон Задонский был не только большим мастером слова, но и тонким психологом, знатоком человеческих душ. Поэтому его проповеди имели большой успех не только в его время, но и спустя много лет после его смерти. И сейчас, знакомясь с его творчеством, мы обогащаемся духовно, нравственно, понимаем, насколько сильна может быть проповедь священника, какие глубокие мысли заложены в, казалось бы, простых словах. Читая и сопоставляя творчество авторов, понимаешь, насколько глубока, многогранна русская литература, сколько мудрого, нового можно узнать, вчитываясь, вдумываясь в строки наших великих писателей.

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Контекст. Постоянная ссылка.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>