И.А. Бунин и музыка

Творчество И.А. Бунина – блестящий образец неразрывного художественного языка с живописью и музыкой. Известно, что музыка занимала большое место в жизни писателя с детских лет, когда он слушал песни в исполнении отца, матери, крестьянских девушек. На всю жизнь в душе И.А. Бунина остались полюбившиеся ему звуки – пение жаворонка в поле, звон овсянки в пышных высоких хлебах, соловьиные трели в рощах. Пение птиц вливало в него желание жить, наслаждаться, творить. Поэтому и проза, и стихи Бунина овеяны дыханием музыки, напоены музыкальными голосами. Насколько чутко и тонко воспринимал поэт звуки родной природы, свидетельствуют его стихи.

 В стороне далекой от родного края
Снится мне приволье тихих деревень,
В поле при дороге белая береза,
Озими да пашни — и апрельский день.
Ласково синеет утреннее небо,
Легкой белой зыбью облака плывут,
Важно грач гуляет за сохой на пашне,
Пар блестит над пашней… А кругом поют
Жаворонки в ясной вышине воздушной
И на землю с неба звонко трели льют.
 В стороне далекой от родного края
Девушкой-невестой снится мне Весна:
Очи голубые, личико худое,
Стройный стан высокий, русая коса.
Весело ей в поле теплым, ясным утром!
Мил ей край родимый – степь и тишина,
Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский,
И с приветом смотрит на поля она:
На устах улыбка, а в очах раздумье —
Юности и счастья первая весна!
                                                     1893

Интерес И.А. Бунина к звукам родной природы, напевам народных песен продиктован потребностью проникнуть в мир земли, душу народа, в его жизнь и судьбу. Многие народные песни, романсы, классические произведения композиторов вошли в художественную ткань бунинских стихов и рассказов. В повествование рассказов «Танька», «Мелитон», «Сосны», «Учитель» и др. включены народные песни для высвечивания глубины текста, дополнения к характеристике героя, раскрытия атмосферы бытия. Художественный замысел рассказа «Антоновские яблоки» раскрывается посредством песни, звучащей на глухом хуторе.

Анализируя художественными средствами песню и манеру пения, И.А. Бунин стремится постигнуть народный характер, душу народа. Песни, задушевно звучащие в устах героев, заставляют задуматься о духовной красоте русского человека. В рассказах «Муза», «Ида», «Чистый понедельник» музыка сливается с чувством любви, дополняя и обогащая его. Романс Рубинштейна в «Митиной любви» звучит как предвидение невозможности счастья.

В творческом наследии И.А. Бунина немало рассказов, почти отданных музыке. Среди них «Лирник Родион». Чутьем человека из народа Родион понимает, что близко сердцу его слушателей, что их волнует, и об этом поет. Талантливым, духовно богатым предстает певец. В некоторых произведениях народная песня сама становится главным героем. Восхищением народными певцами, прелестью народной песни пронизан рассказ «Косцы», который звучит как гимн русским людям, красоте родной природы. Песня косцов напоена благоуханием трав, цветов родины, исполнена лучезарной поэзии. А описание родной природы достигает такой певучести, словно на прелестном фоне звучит только музыка…

 – Ты прости-прощай, любезный друг,
И, родимая, ах да прощай, сторонушка! – говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.
– Ты прости-прощай, любезная, неверная моя,
По тебе ли сердце черней грязи сделалось! – говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по-разному ударяя на слова, и вдруг нее разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, – точно встряхивали головами и кидали на весь лес:
– Коль не любишь, не мил – бог с тобою,
Коли лучше найдешь – позабудешь! и по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:
– Ах, коли лучше найдешь – позабудешь,
Коли хуже найдешь – пожалеешь!

 Музыка волновала, очаровывала великого писателя. Музыкальные вечера, кружки, произведения Генделя, Гайдна, Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Глинки давали И.А. Бунину не только истинное наслаждение, они расширяли его интерес к музыке, творчеству композиторов. Писатель лично знал многих певцов, авторов музыкальных произведения. Он гордился знакомством с Федором Шаляпиным, дружил с Сергеем Рахманиновым.

Фото Ф Шаляпина, подаренное И. Бунину

Фотография с надписью Бунина: «С.В.Рахманинов и И.А. Бунин. Лето  1926»

 Через долгие годы Иван Алексеевич пронес в своем сердце эту дружбу. Оба, живя за рубежом, и в творчестве, и в мыслях обращались к родине. Оба раскрыли мир души русского человека, светлые и печальные образы родной природы. Критики не раз сравнивали «Жизнь Арсеньева» с Третьей симфонией С. Рахманинова, назвав их поэмами о России и ее людях.  

Музыкальность стихов Бунина обратила на себя внимание многих композиторов. К поэтическому наследию писателя обращались С. Рахманинов, Г. Глиэр, А. Гречанинов, С. Василенко, Ю. Шапорин и  другие. Более 50-ти музыкальных произведений создано на стихи И.А. Бунина. Стихи и музыка, проза и музыка тесно слиты, вместе они несут заряд силы, красоты, гордости, любви, благодарности Мастеру, чье слово дает возможность ощутить и понять мир жизни, мир искусства, мир прекрасного.

 Т.Г. Кирющенко,

директор Дома-музея И.А. Бунина в Ельце. 1995 г.

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Контекст. Постоянная ссылка.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>