In memoriam

***********************************************************************************

2 марта 1015 года исполняется ровно год со дня кончины Тамары Георгиевны Кирющенко, в подлинном и самом высоком смысле слова гражданки и патриота России и города Ельца!

Вечная память! Вечный покой!

 См. в блоге «Елецкая земля» статьи Т.Г  Кирющенко, а также публикации, ей посвященные.

  1. Декабрь, 2012 Тамара Георгиевна Кирющенко
  2. Ноябрь, 2013. Кирющенко Т.Г По бунинским тропам (редкие находки).
  3. Декабрь, 2013.  Кирющенко Т.Г. Он писал под псевдонимом «Александр Елецкий»
  4. Март, 2014. Кирющенко Т.Г. Бунин и музыка
  5. Март, 2014. IN MEMORIAM

*****************************************************************************

27 октября 2014 года скоропостижно скончался Константин Алексеевич Мезенцев – один из создателей современной школы аграрной журналистики России.

Он родился в Новосибирской области 13 марта 1949 года. В 1977 году он с отличием окончил Московский государственный институт международных отношений МИД СССР, получив квалификацию «журналист-международник со знанием иностранных языков». По окончании института работал в Гвинейской Республике и в Алжире.

Блестящее знание французского и английского языков привело его в международный отдел газеты «Сельская жизнь» (в то время – газета ЦК КПСС), где он сразу выделился из общей массы журналистов и быстро стал известным благодаря сотням статей о зарубежном сельском хозяйстве, открыв российскому читателю фермерское устройство аграрной отрасли развитых стран – США, Нидерландов, Франции, Германии.

Пройдя в газете путь от корреспондента до заместителя редактора по отделу международной жизни, завоевал популярность у широких слоев российского фермерства. Фермеры избрали его (1992 по 2001) вице-президентом АККОР (Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов) по международному развитию и общественным связям. И от их имени Константин Алексеевич Мезенцев, будучи членом Конституционного Совещания, подписывал новую Российскую Конституцию.

Государство отметило его работу орденом «Знак Почета» и орденом «Дружбы», а министерство сельского хозяйства – серебряной и золотой медалями «За развитие агропромышленного комплекса России». Редкий журналист удостаивается таких наград.

Последние 15 лет жизни Константин Мезенцев связал с медиа-группой «Крестьянские ведомости», долгое время редактировал газету, а затем стал шеф-редактором портала AgroNews. Всегда жизнерадостный и общительный, он щедро делился своим опытом, воспитав многих учеников – элиту аграрной журналистики.

В Москве у К.А. Мезенцева остались вдова Елена Степунина и двое сыновей.

                                                                                                      (По материалам СМИ)

От редакции.

С Ельцом была связана большая и важная часть жизни Константина Алексеевича Мезенцева. В 1967 году в Елец на постоянное жительство переехала с севера его семья: родители -учителя и трое детей, среди которых он был старшим. Огромный жизнелюб, талантливый во всем, он имел множество друзей в Ельце, великолепно танцевал на школьных вечерах, был непревзойденным рассказчиком. Сначала служба в армии, а потом учеба в институте и дальнейшая работа  заграницей отдалили его от Ельца, но не помешали его крепким связям с городом.  Из Москвы в Елец он  приезжал к родителям на праздники, а когда их не стало, – к сестрам. Неоднократно проводил отпуск с семьей в Ельце, любил бывать в селе в  селе Голиково на реке Сосне.

 Он постоянно писал и говорил о необходимости развития и поддержки аграрного сектора экономики, поддержки государственного и регионального развития фермерского хозяйства. Баллотировался кандидатом в депутаты государственной Думы РФ от аграрной партии, встречался с работниками Липецкой областной администрации, фермерами Липецкой области, Елецкого района, студентами сельскохозяйственного факультета ЕГУ им. И.А.Бунина, представляя долговременную программу партии, включавшую обеспечение для нашей страны продовольственной независимости, что стало так актуально в последние годы.

5 ноября  исполняется 40 дней со дня смерти К.А. Мезенцева.

Помним, скорбим и выражаем глубокое соболезнование Надежде Алексеевне Бельковой и Марине Алексеевне Костюк, сестрам Константина Алексеевича. В память о нем в рубрике «Стихотворение выпуска» мы публикуем цикл стихов «Голиковские акварели» поэта и журналиста Елены Алексеевны Степуниной, его жены.

***********************************************************************************

Памяти музыканта и педагога

11 Ноября 2014 года исполняется 40 дней со дня кончины Куницына Александра Дмитриевича. На 68 году завершилась земная жизнь бывшего директора училища искусств (ныне колледжа искусств имени Т.Н. Хренникова), музыканта с большой буквы. Выпускник Горьковской консерватории им. М.И. Глинки, баянист, дипломант Всероссийского конкурса всю свою жизнь посвятил он любимому делу − обучению молодого поколения игре на народных инструментах (баяне и аккордеоне).

       В далёком 1970 году, будучи студентом 2 курса консерватории, Александр Дмитриевич прибыл в Елец по приглашению Администрации      г. Ельца на педагогическую работу в музыкальное училище, основанное в 1969 году. Педагогическая нагрузка была огромная, так как  педагогов не хватало. Да ещё необходимо было и самому много заниматься на баяне, так как учебу в консерватории он вынужден был продолжать заочно. Много сил и энергии он отдавал своим ученикам. Среди его выпускников – Заслуженный артист России Юрий Фабричных, Заслуженный артист Украины Александр Григорьев. Многие из выпускников 70-80 г.г. прошлого века успешно поступали в ведущие музыкальные вузы СССР. В настоящее время они продолжают дело своего Учителя, работают в музыкальных учебных заведениях разного уровня в ближнем и дальнем зарубежье. С какой благодарностью и теплотой отзываются об Александре Дмитриевиче его ученики: «Таких педагогов сейчас трудно встретить!»

       Имея безукоризненный музыкальный вкус, абсолютный слух, Александр Дмитриевич вдумчиво работал над каждым нюансом музыкального произведения. Своим воспитанникам педагог привил любовь к музыкальному инструменту − баяну.

       В течение 20-ти лет Куницын А.Д.  возглавлял в музыкальном училище отделение народных инструментов. В тяжёлые 90-е годы  он был избран коллективом на должность директора музыкального училища. На этом поприще он проявил  себя как талантливый  и мудрый руководитель. Вместе с коллегами при помощи Т.Н. Хренникова он доказывал и отстаивал жизнеспособность учебного заведения. Прекрасно понимая стратегические задачи, расширяя контингент, открывая новые отделения, Куницын А.Д. обеспечивал будущее образовательного учреждения. Благодаря усилиям Александра Дмитриевича было открыто художественное отделение и специализации: живопись, дизайн, реставрация. Александр Дмитриевич приглашает к преподаванию талантливых педагогов-художников, реставраторов. Во времена руководства учебным заведением Александром Дмитриевичем училище получило помещение с замечательным концертным залом, который по своим акустическим характеристикам является лучшим в в Ельце. Александр Дмитриевич  Куницын стал инициатором присвоения училищу искусств имени Т.Н. Хренникова. В планах А.Д. Куницына было открытие театрального отделения. К сожалению, этому было не суждено реализоваться. Находясь на заслуженном отдыхе, Александр Дмитриевич живо интересовался творческой жизнью колледжа искусств, сожалел, что не может быть вместе с родным коллективом.

        Добрый, мудрый, справедливый и строгий – таким он останется в нашей памяти. Вечная и светлая память Музыканту, Учителю Александру Дмитриевичу Куницыну!

                                                                                                              Коллеги и ученики

******************************************************************************

КНЯЗЬ ФЕДОР ЕЛЕЦКИЙ В КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ

 8 сентября 1380 года недалеко от Ельца на Куликовом поле между Доном и Непрядвой произошла знаменитая Куликовская битва. 

Русские князья объединились в горячем желании свергнуть татарское долгое иго.

В «Сказании о Мамаевом побоище» в числе князей, принимавших участие в Куликовской битве, упоминается князь Федор Елецкий со своей дружиной.

Куликовская битва. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище», XVII в.

Подвиг ельчан тем значительнее, что Елец находился на границе со степью, город разорялся и сжигался дотла неоднократно.

«Он и впрямь был одним из самых древних русских городов… принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч… первые видели зарева ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первые давали знать Москве о грядущей беде и первые ложились костьми за нее», – писал И.А. Бунин.

И естественно, что ельчане пришли на Куликово поле, не только защищая свой город, но и ради общерусского, общенародного и общенационального единения.

Куликовская битва. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище», XVII в.

Значение Куликовской битвы в истории России переоценить невозможно. Она явилась поворотным, знаковым событием в жизни русского народа. На Куликовом поле жители раздробленных, разобщенных прежде русских земель почувствовали себя единым русским народом.

Л.Н.Гумилев писал, что на Куликово поле пришли москвичи, владимирцы, суздальцы, ростовцы… а ушли – русские.

Были там и ельчане.

У села Монастырщина, где, по преданию, были похоронены павшие в битве русские воины, расположен ныне мемориальный комплекс: церковь, памятник Дмитрию Донскому и памятные знаки от всех городов, принимавших участие в Куликовской битве. Стоят памятники от Владимира и Коломны, от Белоозера и Москвы… Те, кто еще не поставили обелиски, обозначили место, где они будут возведены.

Куликово поле. Обелиск Рязани

 Удивительно, странно, необъяснимо отсутствие памятника ельчанам и даже намека на него.В числе памятников от городов имеется, правда, памятник липчанам.Однако нынешний Липецк, как город, известен только лишь с 1779 года, а Липецкая область была сформирована в 1954 году. Термин «липчане» может быть применим только к жителям города Липецка, но не к жителям Липецкой области, тем более неуместно применять его к людям, которые жили на территории современной Липецкой области в XIV веке. В XIV веке на данной территории существовало только удельное Елецкое княжество, располагавшееся между реками Быстрой Сосной, Красивой Мечей и Доном. И только ельчане из всех жителей данного региона принимали участие в Куликовской битве. Правда, северные территории нынешней Липецкой области в XIV веке входили в зону влияния Рязанского княжества. Но рязанцы, как раз выступали союзниками Мамая. Памятник ельчанам на мемориале у села Монастырьщино необходим как восстановление исторической достоверности и справедливости. Это необходимо для нынешних и будущих поколений ельчан, для воспитания чувства патриотизма, чувства гордости, чувства принадлежности к древней и славной истории нашего города.

 

Алексей Пискулин

********************************************************************************

Вспоминая друга. Актер Дмитрий Черниговский 

Перебирая старые бумаги, наткнулась на вырезку из газеты «Известия» от 5 февраля 2001 года под названием «Убит киновед и историк Дмитрий Черниговский». Он был найден в 2 часа ночи с проломленной головой на Невском проспекте в Петербурге. Ему было 38 лет.

Впервые я увидела Диму во время вступительных экзаменов во ВГИК. Тогда я поступила на постановочный факультет в группу Бориса Абрамовича Альтшулера на отделение, где готовились режиссеры для съемки научных учебных фильмов для вузов. Дима приехал из Ангарска. Высокий, голубоглазый и белокурый, он походил на юношу из русских былин, отличался от своих сверстников какой-то вдумчивостью, хорошо понимал юмор и умел слушать. Но в тот далекий уже теперь 1980 год ему не повезло: во ВГИК на все факультеты всегда были огромные конкурсы.

Приезжие студенты ВГИКа жили тогда в новом 12-этажном общежитии, построенном к московской летней олимпиаде для спортсменов. Поэтому Диме – уже студенту киноведческого факультета – не составляло труда разыскать меня. Он приходил посмотреть все мои учебные фильмы, снятые во время обучения. Все они были о животных (нас ведь не готовили режиссерами художественных фильмов). Диме все было интересно.

Я закончила ВГИК раньше Димы и долгое время ничего о нем не знала. Волей судьбы оказавшись опять в Ельце, однажды увидела его в окно «Дома торговли», догнала его. Он шел в дом отца Нектария (Николая Овчинникова), где всегда останавливался с режиссерами Ренитой и Юрием Григорьевыми, снявшими Диму в своем фильме «Мальчики» по роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», где он сыграл роль Алеши Карамазова. Впоследствии этот фильм получил «Золотого витязя», а многие эпизоды его снимались в Ельце, в массовках участвовали жители нашего города. Поэтому ельчане хорошо знали Диму.

 

Кадр фильма «Мальчики», 1990

 Он часто приезжал в Елец и после выхода фильма на экраны, неоднократно выступал в тогда еще пединституте на встречах со зрителями. Ему нравился наш Елец. Он хлопотал о том, чтобы у нас был свой телецентр, нашел для него здание (теперь в нем находится православная гимназия).  Не получилось…

Но все это было позже.

После окончания киноведческого факультета Дима работал в «Неделе». Приобщился к религии. В одном из старинных московских храмов его увидела Ренита Андреевна Григорьева. Она тогда искала актера на роль Алеши Карамазова. Так они познакомились. Блики свечей на стенах храма, глаза, широко раскрытые и полные душевной жизни, – все, как рассказывала Ренита Андреевна, говорило о том, что этому человеку близок образ Алеши. Хотя у Димы не было актерского образования, он сумел проникновенно и тонко сыграть эту роль.

Дима любил наш Елец, его историю, творчество наших знаменитых земляков. Ему удалось найти подтверждение тому, что еще в начале 60-х годов архив И.А. Бунина должен был попасть в Россию. Он добился установки в Париже на доме, где жили Бунины, мемориальной доски. Благодаря его усилиям к 125-летию писателя прошли первая международная Бунинская конференция, всероссийский конкурс сочинений школьников о Бунине. А в планах были памятник писателю в Москве, создание Бунинского научного центра.

В начале 90-х годов Дима активно занимался религиозной философией в Духовной академии в США. Рассказывал о своем наставнике – священнике этой академии, о своей поездке в Ватикан, о том, что ему прочили духовную деятельность в США.

Но он вернулся в Россию, поступил в аспирантуру к Сергею Аверинцеву, собирался снять документальный фильм о Бунине.

В последний раз он позвонил мне летом 2000 года, когда приехал в Елец вместе с редактором из Останкино (тоже выпускником ВГИКа) для сбора материала о детстве Бунина. Ездили в Озёрки.

Мы встретились в доме отца Николая (Овчинникова). Таким веселым я его никогда не видела. Много рассказывал, что будет снимать документальный фильм о Бунине. В марте предполагалась командировка в Париж. Но… в конце января 2001 года его не стало.

Он был отмечен какой-то нездешней иконописной красотой и благородством.  Ему хотелось во всем себя попробовать, и все он делал по высшему счету. Думаю, что прочитав эти воспоминания, ельчане – все, кто его знал и не знал, – с большим уважением отнесутся к памяти о Дмитрии Черниговском, человеке, который любил Елец и никогда не забывал о нем.

 

Шаповалова Елена,

кинорежиссер, психолог

********************************************************************************

Памяти учителя

27 июня 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения Красникова Анатолия Никифоровича.

В 1939 году А.Н. Красников после окончания Московского городского института начал трудовую деятельность в Мурманске в качестве учителя истории. С 1941 года по 1945 воевал на Карельском и 1-м Белорусском фронтах Великой Отечественной войны. Награжден орденом Боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны, медалями.

С1947 г. работал зам. директора Елецкого педучилища, директором средней школы № 2, заведующим гороно, заместителем председателя горисполкома. С 1962 по 1974 гг. был директором средней школы № 21.

А.Н. Красников – заслуженный учитель школы Российской Федерации.

Выпускники 21-ой школы(см. здесь ниже “Чтобы увековечить память школы… ”) с благодарностью вспоминают Анатолия Никифоровича Красникова, замечательного директора, учителя и удивительного человека, оставившего след в душе каждого ученика.

Могила А.Н. Красникова находится на Телегинском кладбище, на главной аллее с правой стороны.

*******************************************************************************

2 марта ушла из жизни Тамара Георгиевна Кирющенко, прослужившая верой и правдой городу Ельцу более 70  лет  своей жизни!

Вечная память!

Вспоминая Тамару Георгиевну Кирющенко:

 Выпуск № 18 декабрь 2013

Он писал под псевдонимом «Александр Елецкий»  (Т.Г Кирющенко)

 Выпуск №17 ноябрь 2013

По бунинским тропам (редкие находки). (Т.Г Кирющенко)

 Выпуск №13 июнь 2013

 Поздравления: Музею И.А. Бунина в Ельце – 25 лет!

 Выпуск №5 Декабрь 2012

Елец в лицахТамара Георгиевна Кирющенко

 Выпуск №2 октябрь 2012

Рецензия на книгу Т.Г.Кирющенко» (Елец,2012)

****************************************************************************

Писатель Евгений Иванович Замятин родился  20 января (1 февраля) 1884 г. в уездном городе Лебедяни Тамбовской губернии (ныне  Липецкой области) в семье священника.

 В 1893-1896 гг. учился в Лебедянской прогимназии. Затем продолжил гимназическое образование в Воронеже.

В 1908 г. Замятин окончил политехникум в Петербурге, получив специальность морского инженера. В том же году состоялся литературный дебют писателя: в журнале «Образование» был опубликован рассказ «Один».

В марте 1916 Евгений Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях НьюкаслаГлазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Он был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», получившего после революции 1917 года  имя «Ленин». При его активном участии были построены ледоколы «Красин» и «Ермак».

Литературная судьба Е.И. Замятина сложилась не просто. Советская критика не признавала творчество писателя, считая его противником официальной власти большевиков. Заступничество крупных писателей, в том числе М. Горького, Замятина не спасло. В 1932 г. Евгений Иванович покидает пределы СССР.

 С 1931 г. Е.И. Замятин жил в Париже, скончался 10 марта 1937 года, похоронен в Тие, пригороде Парижа (Валь-де-Марн. Франция).

Могила Е. Замятина и его жены Л. Замятиной

Произведения писателя: антиутопия «Мы» (1920), «Уездное» (1912), «На куличках» (1913), «Островитяне» (1917), «Ловец человеков» (1921) и др.

 *******************************************************************************

Памяти М.Т. Калашникова

27 декабря 2013 года Россия проводила  последний путь знаменитого конструктора-оружейника М.Т. Калашникова.

С чувством личной утраты восприняли ельчане известие о смерти Михаила Тимофеевича. В Ельце, Городе воинской славы, где еще жива память об ужасах войны с ее голодом, бомбежками, эшелонами раненых, где все жители от мала до велика работали для фронта и для победы, с особой теплотой вспоминают о том, что в 1941 году в одном из елецких госпиталей – ныне это Дом культуры железнодорожников – находился на лечении после ранения на фронте старший сержант Калашников, будущий создатель знаменитого АК-47.

Позже он напишет: «В елецком госпитале… Примостившись где-нибудь в палате или в коридоре, я с помощью карандаша и бумаги в беседах с лейтенантом-десантником «разбирал» на части известные мне системы наших оружейников, познавал их конструкторское творчество и мышление, пытался, насколько было возможно, найти какой-то свой путь к созданию нового образца пистолета-пулемета… Очень хотелось на практике проверить свои конструкторские замыслы, выполнить задуманное в металле…

Получив отпускной билет, собрал свои немудреные солдатские пожитки, бережно завернул в газету заветную тетрадку со своими записями об оружии, с чертежами и формулами…».

В 2006 году М.Т. Калашников в письме, адресованном ельчанам, писал: «Я помню Елец. Ведь именно здесь, когда лежал раненый в госпитале, и зародилась моя мысль о создании стрелкового автоматического оружия, которое победило и превзошло немецкое». И оно действительно победило.

А.Ф. Бабухин

*************************************************************************

 9  Декабря – День освобождения Ельца

    Вспоминаем участников самой жестокой войны в истории России и низко склоняем головы в память о защитниках Отечества!

Память

Ты стоишь у Вечного огня,

Где тишина и ели встали в ряд.

Ты друга навестить сюда пришел,

Который стал в войну тебе как брат,

Который смог закрыть тебя собой,

И ты навек запомнил этот бой.

Он лежит в израненной земле,

Где пулями отмечены березы

И, словно в память о былой войне,

Гремят в июне мирном грозы.

Приходишь ты к нему совсем седым, –

Он навсегда остался молодым.

Ты стоишь у Вечного огня,

Где тишина и ели встали в ряд,

Где на тюльпаны падает слеза

И ничего уж не вернуть назад,

Где кружится воспоминаний рой,

И где гремит, не умолкая, бой, –

Ты стоишь у Вечного огня…

Анастасия Пинаева.

*********************************************************************

10 ноября 1933 г. газеты Франции вышли с броскими заголовками «Бунин –  Нобелевский лауреат». Нобелевская премия, присуждаемая с 1897 года за достижения в области химии, физики, медицины, литературы и борьбы за мир,  –  одна из наиболее значимых международных премий. Ее учредитель Альфред Нобель родился 21 октября 1833 года в Швеции. Он был химиком, инженером и изобретателем. За свою жизнь Нобель накопил состояние. Большую часть дохода он получил от своих 355 изобретений,  самым известным из которых является динамит.

В своем завещании он писал: «Всё моё движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещён в надёжный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству…»

Впервые за время существования этой премии награда по литературе в 1933 году была вручена русскому писателю. Всероссийская известность И.А. Бунина (в России дважды лауреат Пушкинской премии 1903 и 1909 года) переросла во всемирную славу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Волнующие дни в Швеции. В концертном зале в присутствии короля, после до­клада писателя, члена шведской академии Петра Гальстрема о творчестве Бунина, писателю вручена папка с Нобелевским дипломом «Ивану Бунину за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер», медаль и чек на 715 тысяч француз­ских франков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вечером в Гранд-отеле в честь нобелевских лауреатов был дан банкет, где писатель выступил с речью:

«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи.
Девятого ноября, в далекой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, если бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые редкие, ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби – совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот телефонный звонок из Стокгольма в Грасс дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение.

Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, – она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции.

И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для Шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

Нужно отметить, что диплом для каждого нобелевского лауреата изготавливается особо. Для Бунина он был изготовлен в русском стиле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В честь 80-летней годовщины со дня присуждения И.А. Бунину Нобелевской премии во всех научных центрах России, где изучается творчество писателя, пройдут конференции. В Ельце всероссийская конференция будет проходить с 23 по 25 октября в Елецком государственном университете, носящем имя писателя.

******************************************************************************

 400-летие ДОМА РОМАНОВЫХ В РОССИИ

 

Царствование династии Романовых в России началось с оглашения решения Земского собора о избрании на царство юного Михаила Федоровича, состоявшееся в Ипатьевском монастыре под Костромой в феврале1613 года. Закончилось царствование в Екатеринбурге в доме Ипатьева 17 июля 1918 года расстрелом царской семьи Николая II.

С династией Романовых неразрывно связана и история, и культура России  на протяжении трех веков. Не остался в стороне и город Елец, не раз посещавшийся правящими государями династии и членами их семей, имевшими родовые поместья в пределах елецкой земли. Начиная с этого выпуска блога «Елецкая земля» мы начинаем публикации краеведческих материалов, связанных с представителями дома Романовых (см. Стихотворение выпуска №14)

****************************************************************************

Мемориальная доска на Доме-музее Т.Н. Хренникова в Ельце

 Тихон Николаевич Хренников (1913 – 2007) – композитор,  педагог и общественный деятель. Родился 28 мая (10 июня) 1913 года в уездном городе Ельце Орловской губернии (в настоящее время Липецкой области) десятым ребёнком в купеческой семье. Первоначальное музыкально

е образование получил в Ельце. Весной 1929 года  поступил в число студентов музыкального техникума им. Гнесиных, который окончил1932 году. В 1936 году окончил Московскую консерваторию. По окончании консерватории Т. Хренников работал в московских театрах, принимая деятельное участие в музыкальной жизни страны.

Период 30-х – 50-х годов (политические репрессии художников, идеологические кампании, Великая отечественная война) Т. Хренников прошел со всей страной. Более 40 лет находился на посту руководителя Союза композиторов. Творческое наследие композитора огромно и широко известно как в России, так и за рубежом.

Умер 14 августа 2007 года в Москве. Похороны прошли в Ельце 17 августа 2007 года. Тихон Николаевич не раз говорил о том, что хотел бы быть похоронен в Ельце, в городе, где он родился, который он очень любил, где были похоронены его родители. В городе Ельце ежегодно в День рождения Т.Н. Хренникова проходят фестивали, в которых принимают участие лучшие музыканты страны.

 ***************************************************************************

Погоди, дай припомнить… Стой!

Мы кричали «ура»… Потом

Я свалился в окоп пустой

С развороченным животом.

Крови красные петушки

Выбегали навстречу дню,

Сине-розовые кишки

Выползали на пятерню.

И с плеча на плечо башка

Перекидывалась, трясясь,

Как у бонзы или божка,

Занесённого в эту грязь.

Где-то плачущий крик «ура»,

Но сошёл и отхлынул бой.

Здравствуй, матерь-земля, пора!

Возвращаюсь к тебе тобой.

Ты кровавого праха горсть

От груди своей не отринь,

Не как странник и не как гость

Шёл я в громе твоих пустынь.

Я хозяином шёл на смерть,

Сам приученный убивать,

Для того чтобы жить и сметь,

Чтобы лучшить и открывать.

Над рассветной твоей рекой

Встанет завтра цветком огня

Мальчик бронзовый, вот такой,

Как задумала ты меня.

И за то, что последним днём

Не умели мы дорожить,

Воскреси меня завтра в нём,

Я его научу, как жить!

 

Павел Шубин

 ***************************************************************************

Великий сын России

 Ф.В. Ростопчин: к 250-летию со дня рождения

 

Портрет Ф.В. Ростопчина. Сальватор Тончи, 1800 год

23 марта 2013 года исполнилось 250 лет со дня рождения графа (с 1799 г.) Ф.В. Ростопчина – одного из великих уроженцев Елецкой провинции России (1709 – 1778 гг.).

Родился Фёдор Васильевич Ростопчин 12 (по новому стилю – 23) марта 1763 года в селе Косьмодемьянское Ливенского уезда Елецкой провинции Воронежской губернии, недалеко от райцентра Долгое ныне Орловской области (по другим данным – в селе Козминка, расположенном чуть восточнее Ливен). Умер он 18 (30) января 1826 года в Москве, похоронен на Пятницком кладбище.

Деятельность Ф.В. Ростопчина стала важным событием в развитии международной политики России. Не менее, а, пожалуй, и более значима она в становлении и развитии общественного сознания нашей страны, в частности, стала одним из первых признаков нового осознания самоценности и необходимости его национального своеобразия, его культурного и политического самодержавия.

Истоки такого значения Ростопчина для России (а значит, и мира) стоит поискать. Хотя имя Ф.В. Ростопчина чрезвычайно редко связывают с его малой родиной, ограничиваясь одним лишь указанием на неё, именно здесь он родился и вырос, часто и подолгу жил и бывал в период ссылок и отставок, здесь, над могилой отца и матери, выстроил часовню в их память.

В Елецкой же провинции (а именно так в административном отношении именовался наш край до 1778 года) он, по его собственным многочисленным признаниям, определился и в своих духовных и политических позициях. Позднее именно благодаря этим позициям он и стал не только востребован российской дипломатией и правительством, но и широко известен в России и Европе как сторонник духовной и политической независимости и самобытности России.

Он же стал и одним из первых проводников в послепетровскую эпоху собственно русской политики, причём как на международной арене, так и в области самого широкого общественного сознания России. Как и Н.Я. Данилевский (его сосед по Ливенскому уезду), который уже в 60-х годах XIX века последовательно возражал против «лицемерной политики баланса европейских интересов» на теоретическом уровне (см.: Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения мира Славянского к Германо-Романскому. – СПб.,1995), Ф.В. Ростопчин возражал этой политике посредством своей публицистики. То есть не только государственно-дипломатическим образом на внешнеполитической арене, но и на арене внутриполитической, где, по его мнению, и крылись истинные истоки «российской галломании» (Ф.В. Ростопчин) как одной из форм «болезни европейничания русской жизни» (Н.Я. Данилевский). Обращена его публицистика к сознанию всей – и простонародной, и дворянской – России. Её ценнейшей особенностью является то, что не искажённо дворянские, но именно «простонародные» и коренные ценности выступают её определяющим началом.

При этом известен был Ф.В. Ростопчин и как «великосветский лев», блистающий в самых высоких салонах Петербурга, Москвы, Лондона и Парижа, как некий высокий образец настоящего русского дворянина и широкого русского барина. Это о таких как он было сказано М.И. Цветаевой: «цари на самом бранном поле и на балу».

Он также участник войн со Швецией и Турцией (штурм Очакова, сражение под Фокшанами и битва при Рымнике), отмеченный самим А.В. Суворовым, руководитель внешней политики России во времена Павла I (министр иностранных дел или, как тогда выражались, кабинет-министр по иностранным делам и первоприсутствующий Коллегии иностранных дел в 1799-1801 годах), российский граф (девиз: «Честью и верностью») и великий канцлер ордена св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского), генерал от инфантерии и генерал-губернатор Москвы во время наполеоновского нашествия, Московский главнокомандующий в 1812-1814 годах и предполагаемый виновник Московского пожара 1812 года. В 1814-1823 годах он член Государственного совета Российской империи.

Ф.В. Ростопчин является также одним из родоначальников русской политической сатиры. Его «афишки», сводки и листовки времён войны 1812-1813 годов, обращённые к «простонародному» сознанию, его памфлет «Мысли вслух на Красном крыльце» (1807 г.), а ещё ранее его «Путешествие в Пруссию», которое многие авторитетные исследователи (например, Н.С. Тихонравов) ставили даже выше «Записок русского путешественника» Н.М. Карамзина, его повесть «Ох, французы» («Отечественные записки» 1842 г.), обращённые к сознанию дворянскому, вскрывали не только самые злободневные темы эпохи. Вскрывали они и почти вековечные проблемы России, в первую очередь, её «изнуряющую шизофрению культуры» (см.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2007. – С. 236-237), которая в наши дни, как свидетельствует и упомянутый автор, и многие другие, касается уже не только России, но и всего мира.

Таким образом, Ф.В. Ростопчин был весьма влиятельным и знаменитым в России и мире человеком. В частности, был известен как один из самых глубоких идеологов течения «старых русских», имевшего распространение в Москве во времена Александра I.

Как от своих современников, так и от ближайших потомков Ф.В. Ростопчин получил массу самых разных оценок и идеологически окрашенных ярлыков, порой полярных и прямо взаимоисключающих, но порой столь негативных (Наполеон, Л.Н. Толстой), влияющих и на современное его восприятие, что разобраться в его действительном значении в судьбах России и мира достаточно непросто и в наши дни. Очевидным, однако, остаётся одно – масштаб его личности и деятельности не только весьма многое определял в России и мире периода рубежа XVIII – XIX веков. Но и на рубеже XX – XXI веков его публицистические работы, направленные на защиту самобытности, культурной и политической независимости России, остаются по-прежнему значимыми.

В советский период Ф.В. Ростопчин был неслучайно надолго и, казалось бы, прочно «забыт». И только в самое последнее время он вновь начинает осознаваться в качестве одного из великих сынов культурно и политически самодержавной России и её Елецкой провинции.

Подробнее о жизни, деятельности и творчестве Ф.В. Ростопчина см.: Ростопчин, Федор Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890 -1907. (Р-в); Вяземский П.А. Характеристические заметки и воспоминания о графе Ростопчине // Русский архив, 1877. – Кн. 2. – Вып. 5. – С. 69-78; Брокер В.Ф. Биография Графа Федора Васильевича Ростопчина, составленная А.Ф. Брокером в 1826 году // Русская старина, 1893. – Т. 77. – № 1. – С. 161-172; Мещерякова А.О. Ф.В. Ростопчин: У основания консерватизма и национализма в России / Науч. ред. к.и.н. А.Ю. Минаков. – Воронеж: ИД «Китеж», 2007. – 264 с. – 500 экз. – ISBN 978-5-9726-0006-9 (обл.); Кондратенко А.И. Жизнь графа Фёдора Васильевича Ростопчина. – Орёл: изд-во «Вешние воды», 2002. – ISBN 5-87295-147-7.

 

 

********************************************************************************

Чтобы увековечить память школы…

В 1962 году в Ельце гостеприимно распахнула двери новая средняя школа № 21, которая почти сразу же завоевала признание учеников и родителей.  Действительно, в школе сложился замечательный учительский коллектив, благодаря самоотверженной работе которого выпускники легко становились студентами самых престижных вузов страны, завоевывали призовые места на олимпиадах разного уровня.  Школа славилась спортивной работой, много лет подряд занимала первые места на городском смотре художественной самодеятельности.

С момента открытия Елецкой средней школы № 21 прошло 50 лет. И где бы сейчас ни находились ее выпускники, они с благодарностью вспоминают своих учителей, давших им путевку в жизнь, своих одноклассников, дружбу с которыми они сохранили на многие годы, спортивный лагерь на Дону, вечера, концерты, школьную газету и школьный театр, сбор металлолома – все то, что сделало их такими, какие они есть, –  молодыми,  несмотря на возраст, беспокойными,  неунывающими и не сдающимися перед жизненными трудностями.

Первого директора школы Анатолия Никифоровича Красникова, завучей Марии Павловны Макарцевой и Наталии Ивановны Агапитовой, учителей Лидии Федоровны Гросоловой, Тамары Петровны Першиной, Любови Владимировны Бутыриной, Марии Николаевны Целыковской, Николая Николаевича Туранина, Николая Александровича Оборотова, Леонида Алексеевича Головина, Надежды Александровны Водопьяновой, Ольги Александровны Мелешенко, Алевтины Николаевны Бирюковой, Валентины Максимовны Сазоновой, Владимира Александровича Рыманова и многих других педагогов и учеников школы уже нет в живых. 

 

 

 

Красников А.Н., Макарцева М.П., Агапитова Н.И

 

 

 

 

 

 

 

 

В связи с этим инициативная группа  бывших учеников школы хочет опубликовать воспоминания выпускников разных лет, которые послужат увековечиванию памяти всех тех, кто работал или учился в Елецкой средней школе № 21.

Это тем более важно, что в настоящее время Елецкой средней школы № 21 как самостоятельного учреждения уже не существует, хотя в ее стенах по-прежнему слышны звонки и идут учебные занятия. Выделившись 50 лет назад из 1-ой школы, 21-ая снова вошла в ее состав, став 3-им корпусом школы № 1, носящей имя писателя М.М. Пришвина.

За полувековую историю из стен 21-ой школы вышло более 3 тысяч выпускников.  Обращаемся к вам, наши одноклассники, друзья и товарищи школьных лет, друзья наших друзей! Напишите нам! Вспомните интересные или забавные эпизоды школьной жизни, вспомните своих учителей и одноклассников! Присылайте фотографии!  Нередко даже несколько строк могут воскресить давно ушедшие события, для кого-то дорогие и памятные…

Ждем Ваших писем по адресу:      elzem48@yandex.ru

Выпускники 21 школы Белькова (Мезенцева) Н.А., Краснова Т.В.

Видеорепортаж с юбилея школы вы можете посмотреть по ссылке http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=JpZR0Djf2Dc

 

****************************************************************************

Известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Становлянский район Липецкой области) в семье разорившегося купца. Учился сначала в Елецкой гимназии, откуда был исключен, затем в Тюменском реальном училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. Занимался нелегальной политической деятельностью.


В 1906 г. в журнале «Родник» был опубликован первый рассказ Пришвина «Сашок». 
Оставив службу, Пришвин собирал фольклор в северных губерниях. Именно  события и впечатления от путешествия стали основой его путевых очерков «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908). В 1912-1914 гг. при содействии М. Горького вышло первое собрание сочинений Пришвина.тической деятельностью, за что также был исключен. В 1898 г. М. Пришвин
студент агрономического отделения Лейпцигского университета. В 1902 г. вернулся в Россию, служил земским агрономом в Луганском и Клинском уездах, и первые печатные труды создал по агрономии.

В годы Первой мировой войны (1914-1917). Пришвин был фронтовым корреспондентом газет «Речь» и «Биржевые ведомости».
Изгнанный крестьянами из своего имения в Хрущево, после 1917 г. писатель жил в Ельце, а в 1922 г. переехал в Талдом, уездный город Тверской губернии. 

В 1923 г. он начал автобиографический роман «Кащеева цепь» и окончил его в последние дни своей жизни.

В 1930-е гг. писатель ездил по всей стране. Он побывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, о чем и написал книги «Дорогие звери» (1931), «Корень жизни» (1933). В 1940 г. сочинил поэму в прозе «Фацелия» дневниковые записи о странствиях по Центральной России. В 1945 году написал повесть «Кладовая солнца». В 1946 году купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, где в 1946-1953 годах жил с весны до осени. 

 

Умер 16 января 1954 г. в Москве. Похоронен там же на Введенском кладбище.

******************************************************************************

В январе 2013 года исполняется 101 год со дня смерти нашего знаменитого земляка В. М. Лаврова, известного русского журналиста и переводчика.


Вукол Михайлович Лавров родился  11 (23) сентября 1852 года в городе Ельце Орловской губернии в семье купцов Лавровых – фамилия в Ельце известна с начала XVII века. 

В хлебосольном доме Лавровых,  доброхотов и жертвователей в елецкие церкви и монастыри, нередко бывали почитаемая в Ельце святой монахиня Знаменского монастыря старица Мелания и отец Иларион, будущий известный на всю Россию затворник Троекуровский (Троекурово – в 50 км от Ельца).  

Глава семейства Лавровых, Михаил Иванович, считал себя обязанным старцу Илариону: «Я всем моим капиталом обязан молитвам отца Илариона. С тех пор, как он поместился у нас, Бог благословил дом мой всяким изобилием; и где бы надлежало быть по торговле нашей убыткам, там неожиданно были барыши».

До конца 1870-х годов Вукол Михайлович помогал отцу. Получив большое наследство после смерти отца, уехал в Москву и, оставив торговые дела, полностью посвятил себя литературе.

 

1880 году он основал журнал «Русская мысль». В течение 25 лет В.М. Лавров был издателем, а с 1882 года редактором этого журнала. Ему удалось объединить вокруг «Русской мысли» лучшие литературные силы Москвы. Он при­влёк к сотрудничеству Толстого, Гаршина, Григоровича, Королен­ко, Мамина-Сибиряка, Чехова и многих других литераторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лавров Вукол Михайлович с сотрудниками своего журнала                                           (в первом ряду крайний справа, рядом с Антоном Чеховым)                                  

Лавров – автор воспоминаний о Чехове «У безвременной могилы» («Русские ведомости», 1904, № 202). Известно 40 писем Чехова к Лаврову и 57 писем и телеграмм Лаврова к Чехову, хранящихся в Российской государственной библиотеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. М. Лавров был одним из лучших переводчиков с польского языка. Именно ему русский читатель обязан своим первым знакомством с произведениями Г. Сенкевича, Э. Ожешко, Марии Конопницкой, Владислава Реймонта и других польских писателей.

Его переводы получали благожелательные отзывы в печати, в том числе со стороны А.Ф. Кони, Н.С. Лескова, Я.П. Полонского, А.И. Эртеля, А.И. Яцимирского, а также Б. Пруса, Э. Ожешко. В целом же литературная деятельность Лаврова высоко ценилась Н.Г. Чернышевским, А.П. Чеховым, В.Г. Короленко, М.Е. Салтыковым-Щедриным и др.). Многие переводы Лаврова не утратили художественной ценности до сих пор и воспроизводятся в печати.

Его московский дом и подмосковное имение Малеевка стали центрами культурной жизни, где собирались не только писатели, но и артисты, музыканты и другие деятели культуры. 

Когда-то здесь располагалось родовое гнездо графа Воронцова, а в 1886 году усадьба перешла в собственность издателя и редактора журнала «Русская мысль» В.М. Лаврова.

Дом сгорел в Великую Отечественную войну и позже был восстановлен по типу дворянских подмосковных домов.

 

Уйдя в 1906 году из журнала, Вукол Михайлович поселился в своем подмосковном имении и полностью посвятил себя переводу польской литературы на русский язык.

В.М. Лавров в Малеевке

 

 

 

 

 

Он умер в своей усадьбе Малеевка  10 (23) января 1912 года и похоронен на Ваганьковском кладбище (участок 15). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояние могилы очень плохое, металлическая ограда сгнила и падает. Надгробный памятник имеет надписи, которые почти не видны. 

 

В Малеевке, усадьбе Лаврова,  в 20-е годы XX века был основан первый в Советском Союзе Дом творчества пи­сателей.

Дом творчества «Малеевка», расположенный в окрестностях города Руза – в одном из самых экологически чистых и живописных уголков в Подмосковье, окружен густым лесным массивом и утопает в глубине старинного парка с тенистыми дубовыми аллеями и живописными прудами.

Сюда в разные годы приезжали Чехов, Вересаев, Новиков-Прибой, Пришвин, Серафимович, Сергеев-Ценский, А.Толстой, Гайдар, Фа­деев. Здесь отдыхали и ра­ботали Ахмадулина, Маршак, Тендряков, Солоухин, Галич, Дементьев, Искандер, приезжали известные литераторы из союзных республик – Чингиз Айтматов, Фазу Алиева. Здесь создавались произведения, ставшие классикой русской литерату­ры. 

 

Река Руза

 

 

 

 

 

Имя основателя литературной Малеевки – Вукола Михайловича Лаврова, «паломника по святым местам ума и таланта» (В.Немирович-Данченко), блистательного переводчика Генриха Сенкевича и Элизы Ожешко, редактора-издателя журнала «Русская мысль» отдавшего всё своё огромное состояние (5 миллионов царских  рублей) русской культуре и поддержавшего в трудные для них годы А.Чехова, Н.Лескова, философа В.Розанова, В.Короленко, Н.Гарина-Михайловского, Д. Мамина-Сибиряка и других будущих классиков отечественной литературы, – имя Вукола Михайловича Лаврова незаслуженно забыто.

Однако в последние несколько лет огромными трудами энтузиастов и краеведов в Малеевке создается дом-музей В.М. Лаврова, который в будущем будет иметь статус филиала Рузского краеведческого музея.

******************************************************************************

6 декабря 2012 года исполнилось 70 лет со дня смерти Афанасия Матвеевича Селищева,  языковеда, слависта, члена-корреспондента АН СССР, специалиста по проблемам исторической диалектологии, македонского языка, русской диалектологии, балканскому языкознанию, старославянскому языку, сравнительно-исторической грамматике славянских языков, ономастике. Селищев А.М. родился в селе 

Волово Орловской, ныне Липецкой области 11 (23) января 1886. Учился в Курской гимназии, в Ливенском реальном училище.

Позже своим ученикам Селищев рассказывал, как босиком и с запыленной котомкой за плечами он прошагал около 30 верст из Волова в Ливны, торопясь на экзамены в училище с твердой надеждой, что поступит.

Конечно, он опоздал, но побеседовавший с ним инспектор вновь собрал приемную комиссию только для одного ученика, который так хотел учиться.

И именно ради получения знаний, поступив в Московский университет, что само по себе было чрезвычайно престижно для выходца из крестьян русской глубинки, через год перевелся в Казанский Императорский университет на историко-филологическое отделение , где в то время преподавали виднейшие ученые-лингвисты – И.А. Бодуэн де Куртенэ, Е.Ф. Будде, В.А. Богородицкий, Н.М. Покровский, А.И. Александров. Двух последних Афанасий Матвеевич впоследствии называл своими учителями, которые во многом способствовали раскрытию его лингвистических способностей.

В 1911 году молодого специалиста, окончившего регулярный курс с дипломом I степени, оставляют при университете на кафедре славянской филологии. Именно в этот период начинается научная жизнь молодого преподавателя. Студенты его боготворят. Историк Н.П. Грацианский вспоминал: «Я как-то попал на его лекцию, посвященную истории «ъ». Сюжет от моих интересов весьма далекий. Однако во время лекции мне, как и всем слушателям, казалось, что важнее вопроса об «ъ» в жизни ничего нет».

В 1914 Селищев получил возможность провести около двух месяцев на Балканах, изучая южнославянские языки и литературы.

С 1918 по 1920 он работал в Иркутском университете, где занимал должность заведующего кафедрой. В этот период он занимался изучением диалектов и говоров Забайкалья, а также языковыми связями и взаимодействием между говорами русского языка и тунгусским и бурятским языками.

В 1920 он снова стал профессором Казанского университета, а в конце 1921 получил приглашение из Московского университета возглавить там кафедру славянской филологии.

В 1929 он стал членом-корреспондентом АН СССР, а с 1930 – членом-корреспондентом Болгарской Академии наук и почетным членом Московского научного общества.

В 30-х годах А.М. Селищев, как и множество выдающихся ученых, подвергся репрессиям. В феврале 1934 года А.М. Селищева в числе прочих арестовали по «делу славистов» «Российской национальной партии» и осудили на пять лет лагерей. Отбывал наказание он в Карлагев январе 1937 года был досрочно, как ударник, освобожден, а в апреле 1939-го получил разрешение поселиться в Москве.
В последние годы жизни А.М. Селищеву, как всегда полному оригинальных идей и проектов, довелось перенести нелегкие испытания, но он не падал духом, продолжал вести преподавательскую деятельность и за два месяца до смерти (6 октября 1942 года) составил план предстоящей работы.

А.М. Селищев похоронен в Москве на Даниловском кладбище.

В его наследии среди научных трудов, посвященных славянскому языкознанию, следует выделить «Введение в сравнительную грамматику славянских языков», «Славянское языкознание», «Западнославянские языки», а также вышедшие после его смерти издания, которые являются классическими учебниками («Старославянский язык» и др.). Эти труды содержат богатый теоретический и фактический материал. При исследовании языковых процессов Селищев рассматривал их во взаимодействии с материальной и духовной культурой славянского мира в разные периоды развития языка.

В селе Волово до недавнего времени стоял дом, построенный А.М. Селищевым для своей сестры (родительского дома нет давно), у которой он часто гостил летом. Своей семьи у Селищева не было. Его детьми стали его многочисленные ученики.

 ******************************************************************************

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 октября 2012 года ушел из жизни Илья Алексеевич Святкин – выпускник 1970 года Елецкой средней школы № 21, студент, аспирант МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат химических наук, доцент, преподаватель Российского университета Дружбы народов в Москве, ученый, автор многих научных работ по вопросам физической химии и экологии.

Одноклассники и друзья, выражая свое искреннее соболезнование семье Святкиных, запомнят Илью Алексеевича таким, каким он был в жизни: умным и остроумным собеседником с необыкновенным чувством юмора, хорошим товарищем и просто замечательным человеком…

****************************************************************************

 Апостол всечеловеческой цивилизации:

Николай Яковлевич Данилевский (к 190-летию со дня рождения)

 

 

10 декабря 2012 года исполняется 190 лет со дня рождения одного их великих уроженцев Елецкой историко-культурной провинции России – Николая Яковлевича Данилевского. Родился Н.Я. Данилевский 28 ноября (по новому стилю – 10 декабря) 1822 года в селе Обéрец Ливенского уезда Орловской губернии (ныне Измалковского района Липецкой области). Умер  – 7 ноября (19 ноября) 1885 года, находясь в ихтиологической экспедиции на озеро Гохча (Севан), в Грузии. Похоронен он в имении Мшатка в Крыму, близ Фороса.

На родине мыслителя сохранились могилы его отца и матери. Отец мыслителя – Яков Иванович Данилевский (из дворян Московской губернии) – командир гусарского полка, участник войн России с Наполеоном, заслуженный генерал, в 40-х годах XIX века генеральный консул в Сербии. Большую часть своей жизни он провёл в службе Отечеству. Поэтому Н.Я. Данилевский с ранних лет путешествовал по России с полком отца, получая, помимо семейного воспитания, и образование в среде российского офицерства первой трети XIX века. Собственных наследственных владений отец и сын Данилевские не имели (только уже будучи зрелым человеком, Н.Я. Данилевский приобрёл запущенное имение графа Безбородко, в Крыму).

Среднее образование Н.Я. Данилевский получил в различных, часто сменяемых из-за путешествий «иностранных пансионах». Не менее важным этапом становления мыслителя стало также, полученное им домашнее образование. В родовом имении матери – Дарьи Ивановны Данилевской (из дворян Мишиных, известных в Орловской губернии с начала XVII века), принадлежащего дядям мыслителя с материнской стороны, а также в образовательной среде елецко-ливенского дворянства округи Н.Я. Данилевский провёл большую часть детских и юношеских лет, проводя здесь и все каникулы в период обучения в Царскосельском лицее и Санкт-Петербургском университете (на естественнонаучном отделении, специализируясь по кафедре ботаники). Здесь же он впервые состоялся и как такой исследователь, который позднее получил заслуженную известность как один из самых значимых в мире философов истории (см.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. – СПб., 1995; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991) и  биосферного масштаба учёный-естественник, один из основателей русской биосферной школы в естествознании, один из главных критиков Ч. Дарвина, ближайший сотрудник и соавтор великого К.М. Бэра. Так, первый крупный исследовательский проект Н.Я. Данилевского, по заданию Вольно-экономического общества России, начал осуществляться в пределах именно Елецкой округи и был посвящён «флористическому и биохимическому исследованию чернозёмных почв и пространств России». Проект этот, начатый в рамках магистерских диссертаций Н.Я. Данилевского и П.П. Семёнова (впоследствии – Семёнова-Тян-Шанского, также знаменитого уроженца Елецкой провинции), прерванный арестом и затем ссылкой мыслителя «по делу петрашевцев», по явно независящим от него обстоятельствам не мог быть им завершён. Однако, позднее именно этот проект, по заданию того же Вольно-экономического общества (которого и Н.Я. Данилевский, и П.П. Семёнов-Тян-Шанский к тому времени уже стали почетными и уважаемыми членами), блестяще реализовал (в 1870 году) знаменитый В.В. Докучаев, что стало признанным началом биосферного естествознания в России и мире.

Наибольшую известность в России и мире Н.Я. Данилевский получил как автор книги «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому» (СПб., журнал «Заря», 1869 год). В наши дни этот глубокий мыслитель известен также как крупнейший философ истории, основатель цивилизационного подхода к её осмыслению, намного опередивший в этом отношении таких известных авторов как О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Вебер, А. Тойнби, С. Хантингтон,          П. Бьюкенен, Н.Л. Гумилёв, П.А. Савицкий, А.С. Панарин, Ю.В. Яковец и целый ряд других.

Среди иных достижений Н.Я. Данилевского весьма значимыми являются: общая легитимации необходимости культурного самодержавия культурных миров и цивилизаций, что выступает также и условием становления «всегда только умопостигаемой всечеловеческой цивилизации»; предотвращение им совместно с К.М. Бэром экологической катастрофы на Волге и Каспии; их многолетнее совместное исследование состояния рыболовства в России; разработанное Н.Я. Данилевским законодательство о водах Европейской России; исследование движения народонаселения в России; меры, предложенные Н.Я. Данилевским (и реализованные правительством) к обеспечению народного продовольствия на крайнем Севере России;  борьба с филлоксерой в Крыму; исследование кредитной системы и экономического курса российского рубля, а также итоговая  оптимизация финансовой системы России (что состоялось по реализации его предложений уже после его смерти).

Известен Н.Я. Данилевский  и как автор первого в России изложения идей Ш.Фурье, до сего дня не утратившего своего познавательного значения.

Подробнее о жизни и творчестве Н.Я. Данилевского, неслучайно называемого не только «апостолом славянства», но и «всечеловеческой цивилизации», неслучайно вычёркиваемого из всех справочников и словарей советского периода, см.: Галактионов А.А. Органическая теория как методология социологической концепции Н.Я. Данилевского // Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. – СПб., 1995; Вайгачев С.А. Послесловие // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. – М., 1991. – С. 556-567; Барг М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки? // Цивилизации. – М., 1993. –  Вып. 2; Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. – М, 1997; Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». – Тверь, 2001; Султанов К.В. П. Сорокин о Данилевском как зачинателе традиции локальной интерпретации мировых культур и цивилизаций. – СПб., 1996; Султанов К.В. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского и современная западная философия истории // Философские и социологические исследования. – Вып. XIII.  Л., 1972. С.182-193; Волобуева Т.И. О научно-естественной деятельности Н.Я. Данилевского // www.portal-slovo.ru; Сороковых В.В. Николай Яковлевич Данилевский: горизонты наследия в диалоге миров и эпох (философско-образовательный взгляд). Монография. – Елец, 2008; 2010.

 *****************************************************************************

4 ноября 2012 года исполняется 5 лет, как ушла из жизни Софья Васильевна Краснова (1928 – 2007), филолог, краевед, преподаватель.  Сегодня в память о ней мы публикуем отрывок из книги «День мой догорел, но след мой в мире есть…», написанной ею в соавторстве со Светланой Александровной Сионовой  (Елец, 2009).

 

ПУТЬ К БУНИНУ

Начало наших путешествий по следам И.А. Бунина было положено ровно полвека тому назад.  Впервые имя  Бунина мне привелось услышать не в Ельце, где я родилась и выросла, а в студенческой аудитории в лекционном курсе «Русская литература ХХ столетия». Это было в начале 50-х  годов прошлого века. Я училась тогда на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Знакомясь впервые с бунинскими текстами, в частности, повестью «Деревня», рассказами «Веселый двор», «Легкое дыхание», «Поздний час» и другими, я была поражена обилием елецкой топонимии – Чёрная слобода, Бабий базар, Торговая улица, Щепная площадь, Аргамача, Пажень, Воргол, – но не соотносила этого с близкими мне елецкими местами. Сегодняшним студентам этот факт покажется, по меньшей мере, странным. Однако 60 лет назад в стране с названием Советский Союз сложилась особая политическая ситуация, в которой, по словам классиков марксизма-ленинизма, литературе отводилась роль лишь «колесика и винтика единого пролетарского механизма». Такой подход к важнейшему из искусств – искусству слова – предопределял тенденциозность его изучения. С биографией И.А. Бунина, жившего в эмиграции, студентов почти не знакомили: в те времена обращение к творчеству писателя, носившего клеймо «невозвращенца» и «белогвардейца», уже само по себе было гражданским поступком. Вслед за университетскими преподавателями, изучавшими Бунина на свой страх и риск, я полагала, что в произведениях писателя, родившегося в Воронеже, изображена некая усредненная южнорусская провинция с типичными географическими названиями, характерными для Черноземья. Возвратившись в 1952 году в Елец на работу, сначала в мужскую среднюю  школу  № 12,  а  впоследствии  в   Елецкий государственный педагогический институт, я узнала, что в городе существует краеведческое  общество, возглавляемое Действительным  секретарем  Географического общества СССР Федором Федоровичем Рудневым, учителем Елецкой  средней школы рабочей молодежи №1. В общество входили  инженерно-технические работники елецких предприятий, учителя,  студенты. Среди его членов обратили на себя внимание  преподаватель ЕГПИ Павел Петрович Львов и учитель русского языка и литературы  Елецкой женской средней школы № 1 Галина Ивановна Саевская, которые создали музей И.А. Бунина и М.М. Пришвина в школе    № 1 – бывшей мужской гимназии, где учились оба писателя.

 

 

 

 

 

 

 

Село Пальна-Михайловка. Федор Федорович Руднев (в центре) рассказывает ученикам Красновой С.В. о Стаховичах. Справа на фотографии – учитель средней школы № 12 г. Ельца Анатолий Аркадьевич Притыкин и бессменный шофер школьных экспедиций 60-х годов Павел Алексеевич Башкиров. Фото 1960 г.

От Ф.Ф.Руднева я узнала о связях этих писателей с Елецким уездом, городом Ельцом, познакомилась с географией бывших поместий семей Бунина и Пришвина. Творческое нерасторжимое единство писателей с Елецким краем активизировало для меня процесс изучения их наследия, чему в немалой мере способствовало издание произведений И.А. Бунина в виде однотомников, собрания сочинений в пяти (1956) и девяти томах (1965 – 1967), сочинений М.М. Пришвина (1954 – 1956), позволивших наконец в относительно полной мере познакомиться с их литературной деятельностью..  Систематическое чтение произведений И.А. Бунина обратило мое внимание,  помимо географии творчества, и на тот факт, что редкие из его текстов свободны от использования устной народной поэзии. Духовные стихи, пословицы, поговорки, сказки, сказы, поверья, легенды, сны и многие другие фольклорные жанры, вплетенные в художественную канву деревенских рассказов, обеспечивают своеобразное внутреннее свечение и живую динамику их образности. Не счесть произведений Бунина, включающих лишь две-три песенных строки… А что, если попробовать восстановить весь текст? Возможно ли это в принципе? Очень немногое удавалось найти в песенных сборниках М.А. Стаховича, П.В. Киреевского, в архивах В.Н. Тенишева, в  собственноручных фольклорных записях И.А. Бунина.  Однако наличие записанных самим писателем фольклорных текстов натолкнуло на мысль об их местном происхождении.

 

 

 

Пальна-Михайловка. Школьная экспедиция 1960 года. С.В. Краснова.

 

Постепенное осознание  ведущей роли фольклора в формировании  художественного метода И.А. Бунина позвало нас в путь, в родные места писателя, за песнями, за прототипами его произведений. Почти стихийно образовалась группа единомышленников. Мы приступили к изучению карты Елецкого уезда и стали разрабатывать маршруты  возможных экспедиций школьников и студентов в бунинские места. За первыми выездами, связанными со знакомством с бунинским краем, последовали и другие – с  многодневным пребыванием в Озерках, Каменке-Бунино, Глотове-Васильевском, Бутырках, Жилом, Осиновых Дворах.  Таким образом,  семейное бунинское гнездо с большим или меньшим его охватом (соседними деревнями и имениями) стало местом поисков бытования фольклорных текстов. Пребывание в родных Бунину деревнях ошеломило обилием фактов живой памяти о личности писателя. Благодаря  «счастливым свидетелям» его жизни, мы прикоснулись к истории бунинского рода, самого писателя, его земле и в конечном итоге – к истории культуры России.

 

 

********************************************************************************

23 октября (по новому стилю) родился Иван Алексеевич Бунин, русский писатель – прозаик, поэт, переводчик. В городе Ельце этот день уже несколько десятков лет неразрывно связан с его именем. Вспомним о писателе, прославившем свою родину и мы, – помолчим и еще раз перечитаем его строки из предисловия к французскому изданию «Господина из Сан-Франциско».      «… Я родился 10 октября 1870 года, в городе Воронеже. Детство и юность почти целиком провел в деревне. Писать начал рано. Рано появился и в печати.Критика обратила на меня внимание довольно скоро. Затем мои книги не раз были отмечены высшей наградой Российской Академии наук – премией имени Пушкина. В 1909 году эта Академия избрала меня в число двенадцати почетных Академиков. … Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей: в Италии, в Турции, на Балканах, в Греции, в Палестине, в Египте, в Алжирии, в Тунизии, в тропиках. Я, как сказал Саади, «стремился обозреть лицо мира и оставить в нем чекан души своей», меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические. Двенадцать лет тому назад я напечатал «Деревню». Это было начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы.   … В эти годы, я чувствовал, как с каждым днем все более крепнет моя рука, как горячо и уверенно требуют исхода накопившиеся во мне силы. Но тут разразилась война, а затем русская революция. Я покинул Москву в мае 1918 года, жил на юге России, переходившем из рук в руки «белых» и «красных», а в феврале 1920 года, испив чашу несказанных душевных страданий, эмигрировал за границу, – сперва на Балканы, потом во Францию…»

Париж, 1921

 

Поделиться в соц. сетях

0

8 комментариев In memoriam

  1. Александра пишет:

    Уважаемый администратор! Поместите, пожалуйста, новую рубрику под фотографией, чтобы было удобно на нее выходить. Спасибо!

  2. Александра пишет:

    Царствие небесное Софье Васильевне! Сегодня поминали ее в храме Успения Пресвятой Богородицы в г. Курчатове.

  3. Сергей пишет:

    Очень меня расстроила, до глубины души, кончина уважаемой Тамары Георгиевны. Она ведь мне была как мать духовная. Она меня поддерживала умным словом, мудрым советом. У меня сейчас глубокая душевная травма. Я ведь до конца ещё не совсем понимаю, что теперь с ней не смогу ни когда поговорить, посоветоваться. НИКОГДА. Теперь только в мыслях с ней общаться. Светлая память Тамаре Георгиевне и вечный покой. И беспокойство за музей И.А. Бунина. Как Тамара Георгиевна проводила экскурсии, работала над материалами и вообще жила музеем! Осиротел пока музей. И нужен обязательно достойный человек на место уважаемой Тамары Георгиевны. Светлая ей память.

    Сергей Елецкий (Пузатых)

  4. Александра пишет:

    Светлая память Тамаре Георгиевне! Не представляю музей без нее(( Какие разные, интересные и увлекательные экскурсии она проводила! бывать в музее – всегда одно удовольствие… Выражаем глубокое соболезнование всем, кто знал и любил этого прекрасного человека…

  5. Наталья пишет:

    Всегда вспоминаем Анатолия Никифоровича с любовью, уважением и признательностью. Выпускники 1971 года. 10-г класс.

  6. Василий пишет:

    Спасибо автору статьи, который доказывает историческую справедливость и достоверность участия ельчан в Куликовской битве. С интересом читаю статьи, посвященные ярким событиям истории России и Елецкого края.

  7. Алексей пишет:

    Спасибо за положительный отзыв. Рад, что тема участия ельчан в Куликовской битве обратила на себя внимание.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>