Фото выпуска №14

Елецкая матаня

 Каждое воскресенье в городском саду Ельца собираются любители матáни – народного гуляния с веселой пляской под гармонь с частушками и страданиями. Как правило, это представители военного и первых послевоенных поколений, ещё заставших матаню в качестве живой традиции, поддерживаемой молодыми людьми – сравнительно недавними сельскими жителями, пережившими войну и возвращающимися к мирной жизни. Происхождение слова матаня неясно. Синонимами к нему в елецких говорах могут быть другие названия народных гуляний – вечóрка, улица.

На матане в елецком городском саду играет заслуженный артист Удмуртии, гармонист

«золотой десятки России» Алексей Белослудцев

 znamya.pressaur.ru/archives/2463

Милый в городе живет,

Я в деревне маюсь.

Письмеца долго не шлет,

А я сомневаюсь.

 

 Посвети-ка, месяц ясный,

Посвети-ка, молодой.

Посвети на ту дорожку,

Где пойдет залётка мой

 

 Я иду по этой улице

Одиннадцатый раз

Заросли окошки тополем,

Не видно, милый, Вас.

 

Черный ворон воду выпил,

Берег с берегом сошлись.

Неужели мы с миленочком

Навеки разошлись?

Ох, пришли сватать,

Ох, свет немилый.

Ох, да не отдавай,

Батя родимый

Ох, пролетела девичья воля,

Ох, как голубка

Через море.

Гармониста сменяет духовой оркестр, продолжающий вечер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под оркестр в елецком городском саду танцуют вальсы, танго, краковяк и кадриль, поют песни военных лет и под них тоже танцуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, каждое воскресенье в городском саду Ельца мы наблюдаем своеобразный ностальгический синтез городской и сельской традиции нашего края.

В военный и послевоенный период, в условиях острой нехватки мужчин, возникла и закрепилась также ранее нехарактерная традиция танцевать вальсы, танго и другие парные танцы «без кавалеров». 

  

Фото Романа    Сороковых. Июль, 2013

Как видим, традиция это сохранилась и поныне, что и в наши дни ярко отражает трагические страницы истории нашей страны в XX веке. Мужчин ждали всю войну, но вернулись с неё немногие. Немало способствует закреплению этой традиции и современная ситуация, когда средняя продолжительность жизни мужчин составляет всего 57,5 лет, когда в стране с 1992 года идёт катастрофическая депопуляция, а смертность стойко и намного превышает рождаемость.

 Происходит это к тому же в условиях масштабной культурной революции, резкого культурного слома, когда ещё живая традиция уже не поддерживается молодыми поколениями. Если не считать сарафанно-балаганных и зачастую сугубо официозных «мероприятий» к тем или иным датам, вовсе не отражающих именно живую и естественную народную традицию, не нуждающуюся в каких-либо массовиках-затейниках от отдела культуры и профессиональных коллективах, то ныне молодые люди на матане бывают только в качестве редких, зачастую равнодушных или даже насмешливых и ироничных зрителей. И мы, таким образом, становимся свидетелями стремительного угасания оригинальной национальной традиции, когда-то мощного культурного явления, не только формировавшего русскую культурную идентичность в XX веке, но и помогшего России пережить многие и тяжелейшие его испытания. Вместе с матаней постепенно уходит и мощный пласт частушек как народной поэзии XIX – XX века, отражающих реалии именного этого – важнейшего – в  истории России периода.

В этой связи мы обращаемся к читателям нашего блога, ко всем неравнодушным к этнографии нашего обширного и такого разного края, ко всем неравнодушным к его народной поэзии с предложением присылать оригинальные частушки, обрядовые песни, может быть, плачи и сказы, с тем, чтобы сохранить и сделать достоянием людей то немногое, что ещё осталось, что ещё помнится и так или иначе ещё живёт в памяти и традициях ельчан.

В ситуации почти тотального запустения русской деревни ещё многое можно успеть сохранить от забвения, что, на наш взгляд, и есть основная задача культуры.

Именно так мы можем также сохранить наше настоящее – то, что и делает нас именно этим народом, отличным от иных, привносящим в мир свои особые краски, ноты и смыслы, сохраняющим мир и целым, и разнообразным.

Без этих же наших усилий, без нас и нашей культуры и народ, и мир не полон, но ускользает в небытие. Закрепим же в неуничтожимом слове, то, что ещё можем.

И вспомним И.А. Бунина: «Молчат гробницы мумии и кости, // Лишь слову жизнь дана, // Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена…»

В.В. Сороковых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Фото выпуска. Постоянная ссылка.

7 комментариев Фото выпуска №14

  1. Олейник Ирина пишет:

    Замечательная статья, классные фото, узнаю поколение своих родителей

  2. Наталья пишет:

    Это ужасно! Матаня – в Городском саду, негородская традиция – в центре города. Пожилые женщины поют пошловатые частушки, визжат, трясут своими отяжелевшими, одряхлевшими телесами. Мне так это видится, и мне становится стыдно перед гостями из других городов. Это – то же самое, если матаню устроить в Летнем саду в Петербурге. Ведь всему свое место. Можно предложить для матани какой-нибудь сквер. А в нашем Городском саду всегда играл духовой оркестр.

    • Александра пишет:

      Может, это и верно по поводу сквера, но тогда духовой оркестр останется без слушателей и танцующих пар, так как слушают его и танцуют под него те же люди, что и на матане. В этом легко можно убедиться, посетив городской сад в любой летний воскресный вечер. К сожалению, людей этих год от года становится всё меньше.

  3. Евгений пишет:

    Матаня в городском саду – неоценённая находка для фольклористов и этнографов. И странно, что в университетском городе не нашлось никого, кто исследовал бы это событие, просто черпая из этого ещё живого источника. Не брезговать им надо, а ценить!

  4. Наталья пишет:

    Но давайте же ценить и Елец! Именно его городские традиции. Никогда в Городском саду не было матани. Были благоухание цветов, фонтаны, духовой оркестр, прогулки по аллеям, концерты. А сейчас Елец превратился в “деревенский город”. Это и понятно: коренные ельчане разъехались не только в наши большие города, но и по всему миру; в свое время уехали обрусевшие немцы и евреи, которых много жило в Ельце; и так как “Свято место пусто не бывает” – в Елец хлынула округа. Со своими традициями и своими песнями. Елец надо беречь! То, что от него еще осталось.

  5. Москвич пишет:

    Наталье. Елец какой эпохи Вы хотели бы беречь? Ведь и та, что идёт сейчас в Ельце столь же ценна, что и те, которых уже нет. И не мы – народ – виноваты в том, что их нет, но сложнейшая эпоха XX и начала XXI века с её и геноцидным, и суицидальным развитием. Не виноваты в этом и авторы зарисовки. Более того, как и Вы, очевидным образом скорбят об этой утрате. Только только скорбь их более масштабна: не только о городском саде Ельца, но и о городской, и о сельской культуре региона, где никакой матани в сёлах уже давно нигде нет. Кроме того, Елец всегда был разным и в его разных же городских садах находилось место и дворянской, и мещанской, и “простонародной” или сельской культуре. Сады эти исчезли и упразднены, вот и собралось, то разнообразие, которое ещё осталось в современном “городском парке”. Но делать на этом основании из авторов зарисовки неких энтузиастов нарушения традиций елецкого городского сада и вообще “городских традиций”, полагаю, не следует. Ведь именно о традициях, их сохранении и о Ельце они и пекутся. И именно о том, что “от него еще осталось”. Ельчане уже стали другие. И те, кто сегодня ходит на матаню и затем танцевать под духовой оркестр это и есть те, кто ещё остался из тех, кто так ещё недавно “прогуливался по аллеям”. Это и есть их попытка противостоять уничтожению РАЗНООБРАЗНЫХ елецких традиций. Так стоит ли их так обижать, как это сделали Вы в вашем первом отклике? Полагаю эта ситуация хорошо обрисовывается выражениями “свои своих не познаша” или “дружественный огонь”. И если перенесут матаню в сквер, то оркестру будет некому играть совсем. Да и не время сейчас сословно делиться. Нас слишком мало и порознь мы не устоим.

  6. Наталья пишет:

    По-моему, за все время существования блога, тема вызвала такое активное обсуждение. Вот видите, как хорошо и интересно мы общаемся.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>