Вятичи Верхнего и Среднего Подонья

Вятичи Верхнего и Среднего Подонья как предшественники

Елецкой провинции России и её этническая и историко-культурная

составляющая

Вятичи представляли собой развитую группу восточных славян, населивших и освоивших огромные пространства исторической России, не только от Москвы-реки и Оки до Волги, но и от Оки до Дона и Воронежа включительно. При этом вятичи Верхнего и Среднего Дона не только активно торговали с самыми далёкими соседями и были включены во всю мировую ойкумену на границе I и II тысячелетия нашей эры, но и достаточно долго и успешно противостояли как властным притязаниям хазар и «суперсоюза Русь» (Б.А. Рыбаков), так и миссионерской практике киевской митрополии.

Свидетельством этого является и известное предание об убийстве вятичами Кукши – первого христианского проповедника на вятической земле.

Впрочем, как отмечает митрополит Макарий, «…трудно согласиться, чтобы до преподобного Кукши вятичи были вовсе незнакомы со святой верой: в Курске и некоторых окрестных городах, находившихся в соседстве со страной вятичей, существовало христианство ещё в начале XI века, как видно из жития преп. Феодосия. Святой Кукша мог крестить только тех вятичей, которые ещё не были крещены» (см.: Афремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. М., 1850, с. 42-43). Убеждают в этом и выявленные связи вятичей с Византией, Западной Европой и славянскими христианскими центрами.Как отмечалось, свидетельством культурной мощи донских вятичей являются не только их обширные торговые горизонты, но также и их собственная материальная культура, что археологами было обнаружено только в XX веке.

Ещё одним элементом этой культуры необходимо признать оборонительные и фортификационные сооружения донских вятичей. Так, например, для вятичей боршевской культуры характерны расположенные на мысе коренного берега реки укрепленные городища. Городище «Михайловский кордон» (ныне северная окраина Воронежа) имело укрепленную площадь примерно 300х300, а расположенное севернее II Белогорское городище – 90х175 м. При этом склоны мысов имеют следы искусственной подрезки. С напольной стороны и на стрелке мыса возводились оборонительные сооружения – валы и рвы, различающиеся по степени сложности. Это могла быть деревянная стена на земляной подсыпке или вал.

Изнутри стена подпиралась перпендикулярными стенками. Более сложная конструкция состояла из линии высоких четырехстенных деревянных срубов, забитых землей. На валу сооружалась мощная стена, связанная со срубами внутри вала, где располагались жилые помещения, а с внешней – частокол из бревен или деревянные надолбы. К укрепленной части примыкали неукрепленные поселения, где располагались жилые постройки и ремесленные комплексы (II Белогорское городище). В этом отношении интересны также памятники боршевской культуры у северной окраины города Воронежа. Расположенный в нагорной дубраве, этот комплекс имеет протяженность около11 км и включает 4 городища с укреплениями и остатками ремесленных построек, несколько селищ, пять курганных могильников.

Полагаем также, что позднейшие приёмы и средства обороны на этой территории – забитые землёй срубы, валы, частоколы, засеки, надолбы, загоны, рвы и сторожи, расположенные на возвышенностях и нагорных дубравах, – прямо преемствуют вятическим оборонительным технологиям.

Подчеркнём также, что наряду с ландшафтными границами рассматриваемого региона, а также мощной черниговской топонимией в бассейне Верхнего и Среднего Дона, археологические раскопки городов, селений, могильников и иных памятников славян-вятичей на данной территории отчётливо показывают восточные и южные границы той земли, которую завоевал Владимир Мономах в XI веке и которая именно в этот период получила имя Елецкая.

В целом же союз вятичей занимал весьма обширную территорию в центральных, наиболее восточных, юго-восточных и южных районах распространения восточных славян в Евразии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вятичи под властью Черниговского княжества в XI веке

Таким образом, по данным археологии, распространение вятичей по Дону и его бассейну охватывало не только Верхнее, но и Среднее его течение, по-видимому, ограничиваясь только хазарами, а также позднейшими печенегами и половцами. Границы эти совпадают также с ранее отмеченными ландшафтными границами Елецкого региона. Так, А.3. Винников отмечает, что «массовое заселение славянами реки Воронеж, принесшими и курганный обряд погребения, происходило… в IX веке», что «об этом свидетельствуют раскопки городищ и курганных могильников, проведенные в последние годы…». Он же сообщает, что «погребальные камеры в ряде воронежских курганов более поздние по сравнению с камерами Боршевского могильника (на Дону – В.С.) и появились они на Воронеже в результате переселения сюда части населения с р. Дон, которое могло произойти во второй половине X века в связи с отходом славян с Дона под давлением кочевников» (Винников. А.3. Славянские поселения на р. Воронеже // Древности славян и Руси. М. 1988). Полагаем, что, отмеченное «переселение… части населения с реки Дон… во второй половине X века…», могло произойти не столько под влиянием кочевников (так как именно им навстречу в Поле вятичи и двигались), сколько (и, на наш взгляд, преимущественно) под давлением Древнерусского государства, именно в этот период и предпринимавшего ряд попыток к интеграции вятичей в свой состав. Таким образом, не исключена возможность того, что именно от попыток завоеваний вятичей киевскими князьями они постепенно и уходили от Оки и Москвы-реки на Верхний и Средний Дон.

Осуществляться это могло и как попытка вятичей именно путём миграции сохранить свою независимость. Распространение вятичей на этой впоследствии Елецкой территории (или даже прямое переселение их сюда, равно как и возможное переселение их ещё ниже по Дону, по завоевании их земли Владимиром Мономахом) приходится именно на период значительного усиления пресса древнерусских княжеств на вятичей. Переместившись в «массовом» (А.3. Винников) порядке на земли Верхнего и Среднего Дона, по-видимому, в исторически обозримый и, возможно, даже недавний от времён Владимира Мономаха период (IX –XI века), славяне-вятичи, таким образом, и составили основное население этой земли. Поэтому, вероятно, ещё долгое время, вплоть до полной интеграции её в состав Древнерусского государства в XIII веке, она сохраняла именно вятическую культуру в качестве преобладающей и базовой для своего основного и исходного населения.

При этом вятичи по многим свидетельствам не только довольно долго и успешно конкурировали с древнерусским союзом «Русь» (Б.А. Рыбаков), но и сформировали (IX–X век) альтернативную ему государственность. Её отличительными чертами были длительное сохранение родоплеменных отношений и элементов матриархата, долгое время существовавшая выборность «природных», а не приглашённых князей, а также наличие народного (вечевого) самоуправления и развитого славянского язычества, где «главой пантеона был не Перун, как у иных восточных славян, но Стрибог (старый Бог), творец всего сущего, всех меньших богов, людей и первых законов. Почитали вятичи и других богов, особенно бога солнца – Ярилу, весеннего бога Леля, а также Ладу, Уда, Купалу и др.» (Рыбаков Б.А. Ранняя культура восточных славян).

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Елецкая провинция. Постоянная ссылка.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>