Николай Васильевич Брянцев. Аргамаченское общество трезвости

8 июля 1918 года в Ельце был убит большевиками священник Рождество-Богородицкого храма протоиерей  Николай Васильевич Брянцев, организатор Общества трезвости в елецкой Аргамачьей слободе.

Проблема пьянства и алкоголизма для России всегда являлась и является одной из наиболее значимых и актуальных. Сегодня нелишне напомнить, что до Октябрьской революции у православной церкви в России был накоплен  серьезный опыт по борьбе с алкоголизмом. Был такой опыт и в нашем городе.

Николай Васильевич Брянцев

 В середине 1890-х годов из Ильинской церкви села Рогатова Орловской губернии в Елец, в Аргамачью слободу,  приезжает молодой энергичный священник Николай Брянцев. Слобода в то время была населена «почти исключительно голой беднотой, живущей мелкою ремесленною работой, нищенством и поденной работой». Здесь царили дикие нравы: пили, воровали, пьянство было чуть ли не поголовным; спивались целые семьи, рождались неполноценные дети.  Постоянно случались драки с увечья­ми и поджогами.

Отец Николай, прожив не один год в селе до приезда в Елец, хорошо знал уклад и домашний быт крестьянства, видел его беспросветную нужду, а как результат – ужасающее пьянство. У мужиков была «одна дорога торная, дорога к кабаку», пили они с каким-то безнадежным ожесточением, до потери облика человеческого. А спаивали их беспощадно и хищнически кабат­чики, трактирщики, шинкари.

Молодой, деятельный священник отец Николай объявляет в своем приходе, в котором состояли в основном крестьяне Аргамачьей слободы, а также горожане торгового сословия, беспощадную борьбу с алкоголизмом.

По инициативе Брянцева 15 марта 1898 года в слободе с «целью противо­действия чрезмерному употреблению спиртных напитков» создается Аргамаченское общество трезвости, кото­рое занимается большой просветитель­ской, воспитательной и социальной ра­ботой. Общество создается при церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Газета «Орловские епархиальные ведомости» от 4 октября 1898 г. в ста­тье «Общество трезвости в г. Ельце» пишет: «Постепенно, путем долгих со­беседований и разъяснений, опираясь на храмовые святыни и поддержку «боголюбивых» прихожан, Брянцеву удалось добиться образования в Аргамаченской слободе общества трезво­сти с членским взносом в 20 копеек. Чтобы практически поддержать борь­бу за трезвость, была открыта общественная чайная в помещении церковно-приходской школы. Вечером на парты клали доски, и члены общества приходили пить чай, платя по 4 копейки. К началу чаепития приходил отец Николай Брянцев почитать и поговорить, иногда присутствовал хор церковных певчих».

В «Политическом обзоре Елецкого уезда Орловской губернии за 1898 г.» губернского жандармского управления отмечено: «в Ельце организуется общество трезвости, в которое уже вступили до 200 человек. Это люди «не только из среды местных мещан, крестьян и других подобных сословий,  но даже есть желающие вступить в него из ряда других смежных уездов».

Заседание правления Общества трезвости в Аргамачьей слободе Ельца

По статистическим сведениям, приведенным в Первом антиалкогольном адрес-календаре, к началу 1911 г. церковных обществ трезвости в Российской империи насчитывалось 1767. Из них 461 (25%) были открыты до 1900 г., Аргамаченское общество трезвости вошло в их число.

В отчете Аргамаченского общества трезвости за 1900 год записано: «Алкоголь – великий убийца, от него гибнет более человеческих жизней, чем от руки настоящих убийц, чем от яда, чем от зимней стужи, чем от грома небесного; а потому члены-трезвенники в нелегкой и неравной борьбе с врагом должны, в свою очередь, высоко и твердо держать благодетельное знамя трезвости и под покровом его, не ослабевая, продолжать энергичней и искусней отбивать терзаемые врагом-убийцей жертвы».

Чтобы отвлечь народ от пьянства, Аргамаченское общество трезвости открывает чайную, где предлагают дешевый чай, здесь же для привлечения посетителей организовывают читальню, приобретают газеты и журналы.

Для распространения сведений о вреде пьянства устраивают беседы и чтения, раздают специальные издания, листки, брошюры и книги; создают библиотеку с книгами против пьянства. Общество создает воскресную школу для своих членов и их детей, организует обучение церковному и народному пению, ставит спектакли, устраивает концерты, проводит вечера.

Николай Брянцев (в центре) среди общественности Аргамачьей слободы

 Чайная Аргамаченского общества трезвости сделалась для крестьян на­родным клубом, где в часы досуга посе­тители находили отдых за чашкой чая и чтением книг и газет. Была собрана достаточно обширная библиотека по вопросам трезвости, которая перио­дически пополнялась выпиской спе­циальных трезвеннических журналов, плакатов, религиозно-нравственных и популярных изданий того времени. Газета «Елецкий вестник» за 1908 г. пишет, что «по распоряжению высшей церковной власти рекомендовалось как духовенству, так и народу читать следующие газеты: «Свет», «Новое Время», «Голос Правды», «Русская Зем­ля», «Русское Знамя», «Русский Стяг», «Россия», «Московские ведомости», «Пензенские ведомости», «Колокол», «Гражданин» и «Окраины России».

Кроме этого, библиотека пополня­лась книгами религиозно-нравствен­ного содержания, пожертвованными горожанами; на членские взносы при­обретались брошюры, которые рас­пространялись бесплатно среди насе­ления.

За 1900 год в чайной побывало 21 539 посетителей, сюда приходили целыми семьями, порой из самых от­даленных уголков города.

В 1900 году общество состояло из пяти почетных членов, 150 членов-со­ревнователей и 711 действительных членов, среди которых были в основ­ном мужчины и девять женщин. Соци­альный состав был разнообразен: три дворянина, девять лиц духовного зва­ния, 14 почетных граждан, 212 мещан и 473 крестьянина. Профессиональный состав: 223 земледельца, 73 сапожни­ка, 68 торговцев, 51 каменотес, 48 по­садчиков, 31 слесарь, 23 кузнеца, 21 портной. В 1900 г. на собраниях обще­ства обсуждалось более 60 тем — рели­гиозно-нравственного, исторического, географического, беллетристического содержания. Слушателями при этом стали 5 035 человек.

Лекторами на чтениях являлись са­мые разные люди: преподаватели гим­назий и других учебных заведений, земские начальники, мировые судьи. Но в подавляющем большинстве среди лекторов были духовные лица, учите­ля и учительницы школ, врачи. Меро­приятия проходили в доме общества трезвости, где располагались чайная и аудитория, в 1911 г. он был хорошо отремонтирован. При доме трезвости был сад, в котором установили бюст императора Александра II.

После лекций в непринужденной обстановке проводили «простые за­душевные беседы о вреде пьянства», устраивали народные чтения с показом как «туманных картинок» (диапозити­вов), так и «неприглядных бытовых сцен пьянства». Сцены фотографиро­вали и использовали как наглядный иллюстративный материал, тем самым высмеивая порок пьянства и обличая его печальные последствия. Такие фо­тографии до сих пор хранятся в архиве у одного из краеведов.

Общество распространяло тысяч­ными тиражами книги и брошюры с такими названиями: «Вино – яд», «Отчего происходят многие болез­ни?», «Слово против пьянства», «Как отстать от вина?», «До чего доводит пьянство?»

Газета «Елецкий дневник» писа­ла: «К празднику трезвости в г. Ельце Аргамаченское общество трезвости выпустило два воззвания, одно – обращение к учащимся, а другое к насе­лению вообще. Воззвания эти – с нагляд­ными рисунками и текстом о вредном влиянии алкоголя на организм челове­ка, а также о влиянии алкоголя на пре­ступность и другие пороки.

Нельзя не приветствовать полез­ную деятельность Аргамаченского общества трезвости в этом направ­лении, так как население в настоящее время весьма заинтересовано этим злободневным вопросом, а ясное и на­глядное разъяснение последствий на­родного зла «алкоголя» многих спасет от пагубного увлечения спиртными на­питками».

Чтобы приучить членов общества к здоровому, трезвому образу жиз­ни, отец Николай заставлял мужчин своего прихода давать церковный обет – клятву не пить пять лет под угрозой церковного проклятия. Тех, кто бросил пить, священник старался приобщить к церкви. Отец Николай пояснял, что обет трезвости предпо­лагает решительное изменение жиз­ни человека. Он должен начать жить церковной жизнью, должен расстать­ся со своими пороками и начать преодолевать такие негативные черты характера, как раздражительность, конфликтность, зависть, жадность, лень, обязан приложить усилия к  покаянию – и не на словах только, а на деле. От членов общества требовался также отказ от вредных привычек –  сквернословия, курения и карточной игры. А поскольку следовать жестким предписаниям было  с непривычки довольно сложно, в качестве вознаграждения предполагались меры социальной поддержки трезвенников (касса взаимопомощи, помощь погорельцам, выдача беспроцентной ссуды на постройку домов молодым семьям, трезвые свадьбы на льготных условиях).

Мемориальная доска на стене храма в Аргамачьей слободе. Фото 2012 г.

 11 июня 1911 г. в аудитории дома трезвости член общества Ф.А. Степанов справлял свою свадьбу без угощения приглашенных гостей хмельными напитками. Общество трезвости в очередь предоставило для своего члена бесплатно зал, освещение. Члены правления приветствовали добрый почин новобрачных, чтобы он сослужил  примером для других. За угощением чаем, сластями, хлебом-солью, танцами гости провеселились до двух часов ночи и с трезвыми головами.

По свидетельству современников, Аргамаченское общество трезвости вскоре изменило жизнь и уклад всей слободы и многих семей. В честь обще­ства трезвости жены бросивших пить мужей решили на собственные сред­ства заказать иконописцам икону Зна­мения Божией Матери. Когда икона была доставлена на станцию желез­ной дороги, женщины торжественно встретили ее, отнесли и поставили в свою местную Рождество-Богородицкую церковь как памятник «пережива­емых трезвых, лучших дней».

 

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Елец в лицах. Постоянная ссылка.

2 комментария Николай Васильевич Брянцев. Аргамаченское общество трезвости

  1. Ельчанин пишет:

    Спасибо за такие статьи и фотографии! Они связуют нас с казалось бы давно ушедшим и забытым, а на деле таким недавним. Памятью о подвижниках и жива культура. Это и рассказ о подлинной благотворительности, и восстановление связи было разорванных времён. Побольше бы таких материалов о России и нашем городе, их жизни перед революцией. Полагаю, также, что опыт отца Николая и сегодня значим. И как пример общественной активности, и как пример активной приходской жизни.

  2. Ельчанин пишет:

    поправка: вместо “активной приходской жизни”читать: “организации социально насыщенной приходской жизни”

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>