Личность Т.Н. Хренникова

 Тулинова Ольга Вадимовна,

к.п.н., доцент

музыкально-педагогического факультета

ЕГУ им. И.А.Бунина 

 Вспоминая встречи с Тихоном Николаевичем, свои наблюдения, впечатления о нем  на протяжении многих лет,  говорить об этом человеке мне и просто и трудно одновременно.  Просто потому, что это был  замечательный музыкант, чьи песни, музыка к кино давно стали верными спутниками в жизни миллионов; просто потому, что Хренников был человеком честных и прямых правил, никогда не отделяющий этику от эстетики; просто потому, что жизненный путь  великого земляка удивительно типичен для нашего современника. Юноша из провинциального Ельца, захотевший стать профессиональным музыкантом и композитором, стал им, взойдя сначала на сцену Гнесинского музыкального техникума, а затем на прославленную сцену Московской консерватории. Многие концертные залы мира, театры и кинематограф распахнули двери перед молодым талантом. Его звезда загорелась ярко и ослепительно, набирая год от года зрительскую любовь и признание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.Н. Хренников и О.В. Тулинова, 1999 г., Елец.

После юбилейного вечера 30-летия Елецкого училища искусств

  Говорить о Тихоне Николаевиче просто, потому что такое понятие как «ускорение», принятое не так давно во всем укладе  жизни страны, по существу всегда было его внутренним состоянием, содержанием его многогранного творчества, стилем его работы, его гражданского самочувствия. О Хренникове говорить просто, потому что спрессован, не растрачен был в юности бешеный музыкантский темперамент, живая страсть, всегда окрашенная наиболее интенсивными цветами своего времени. Он соединил в себе разум и эмоции, выверенное мастерство и обвал чувств, вершины мастерства и пожар самосжигания, свое «что» он всегда знал «как» выразить, что и как шли у него рядом, не мешая друг другу. Говорить о Хренникове просто еще и потому, что не было у этого человека и музыканта внутреннего разлада с самим собой между художественными замыслами и возможностью их исполнения. Когда выступал Т.Н.Хренников, когда говорил об искусстве, о важных проблемах нашей отечественной музыкальной культуры, ему верили. Верили потому, что каждое слово его было пропущено через собственное сердце, сказано как-то по-особенному увесисто, доверительно. В его речи не было наигранных интонаций, заготовленных пауз, выверенных полутонов. Казалось, что так, как говорил Хренников, может говорить каждый. Но на самом деле это не так. Для этого надо было обладать определенным мнением, даром своего видения мира, даром естественности и органичности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 сентября 2000 г. День открытия Дома-музея Т.Н. Хренникова в Ельце

О Хренникове говорить просто, потому что он всегда был личностью, самобытной натурой. Он часто и сам, определяя достоинства кого-либо из художников, говорил: «Это личность, и как много этим сказано…». Да, конечно, каждый неповторим. Но различия эти подчас сугубо бытовые, относящиеся к темпераментам, вкусам, обычаям и привычкам. Когда мы говорим «личность» – это значит и свое мироощущение, и своя философия, и свои взгляды на жизнь, и свои твердые правила бытия, и особый стиль поведения, и понимание других людей, и умение отстаивать свои убеждения, и своя точка зрения на самые, казалось бы, установившиеся категории действительности и искусства. 

Личность Т.Н.Хренникова – это масштаб воли и желаний, это более высокая мера возможного, это неудовлетворенность собой и постоянная тяга к самоусовершенствованию.

Личность Т.Н.Хренникова – это юмор, умение иронией, каким-то неуловимым сдвигом привычного, каким-то уходом от расхожего оттенить явление, снять напряжение, приблизить к себе собеседника, отдалить от себя собеседника, не подчеркнуть свою исключительность, дать острее раскрыться другим.

Личность Т.Н.Хренникова – это какая-то особая центральность натуры, когда не сам ты ставишь себя в центр событий, в центр происходящего, в центр творческой компании, но и сами события и люди будто притягиваются в тебе, избирают тебя своим центром. Центральная натура – это и есть особое излучение незаурядной личности, окрашивающей все: и беседы, и труды, и отдых, и искусство, и жизнь в какие-то свои духовные цвета, втягивающей все и вся в свое магнитное поле.

Личность Т.Н.Хренникова – это постоянная жажда учения, накопления знаний, ощущение  постоянной неутолимости интеллектуальных потребностей, свободы от недвижимости бытового вещественного мира и бесконечная душевная подвижность, когда все интересно, когда вся земля твоя, а не только приземленное, собственническое достояние.

 

 

 

 

 

 

 

12 декабря 2002 г. Москва.

В  рабочем кабинете композитора.

Т.Н. Хренников знакомится с макетом будущей книги «Елец – любовь моя» (Елец, 2003 г.)

Словом, личность Т.Н.Хренникова – это целый мир особых человеческих качеств, которые, быть может, выше характера, выше судьбы, привычек, выше сложившихся устоев и мнений, выше обычных норм, даже самой высокой порядочности, и в то же время личность Т.Н.Хренникова потому и личность, что это единственный, неповторимый характер, что это поразительная, ослепляющая судьба, что это обычное вроде бы существование в необычных формах уникального, именно этого, никого не повторяющего бытия.

Наблюдая за развитием отечественной музыкальной культуры в 1970-е, 80-е , 90-е годы, несомненно, мы обращаем внимание,  как накал общественной деятельности Т.Н.Хренникова ощутимо перешел в некое новое качество, качество не просто труда, но труда героического, когда все грани его творчества и деятельности мощно слились в единый фокус бытия. Хренникову всегда было что сказать людям. И в том, что он говорил, появилась та убежденная сила, тот ничем не стесненный размах понимания, та народная мудрость, которые и выдвинули его в первые ряды художников-идеологов, тех самых, которых называли некогда «властителями дум».

Утверждая, что говорить о Тихоне Николаевиче просто, все же говорить и размышлять о нем трудно. Почему? Да именно потому, что, казалось  бы,  все так просто. Однако ничего не может быть просто, когда речь идет о настоящем художнике и гражданине. Если на поверхности его жизни и творчества не было ощутимых драм, они бушевали где-то внутри, и, если даже путь его был прямым, невидимые пороги преграждали этот путь в душе самого Хренникова. И если даже успехи, признание,  всенародная любовь и мировая слава были очевидны – они были окуплены не только одним титаническим каждодневным трудом, но и порой глухими слезами, подорванным здоровьем, тайным недовольством собой.

Последний раз  мы встречались с Тихоном Николаевичем в 2005 г. у него дома, в Москве. Я привозила тогда показать ему макет будущей книги «Щедрость души и таланта». Он сделал несколько критических замечаний, но очень корректно, в целом одобрив собранный материал и благословив этот труд на издание. Прощаясь, я обняла его,  поблагодарив за  внимание ко мне и моей работе. Было такое чувство, что передо мной не великий композитор, Мэтр, а родной отец, добрый, теплый и заботливый. Сколько раз бы мы ни встречались в прежние годы,  он всегда поражал меня, несмотря на все свои многочисленные титулы и регалии, своей простотой в общении, открытостью, отзывчивостью, доступностью. Таким он был и в нашу последнюю встречу.

10 июня 2013 г. Тихону Николаевичу Хренникову исполняется 100 лет. Его уход из жизни в 2007 г. стал невосполнимой утратой не только для всей отечественной музыкальной культуры, его многочисленных учеников и последователей, но и особенно для его земляков-ельчан, потому что все, что сделал Т.Н.Хренников для развития музыкальной культуры и образования на своей малой  Родине, трудно переоценить. Какой бы насыщенной не была творческая жизнь композитора, он всегда помнил о Ельце, часто приезжал сюда в разные годы, живо интересовался проблемами  родного города, по словам Хренникова, «…самого святого места на земле».

Понимая значимость эстетического воспитания и музыкального просвещения, Т.Н.Хренников оказывает содействие в открытии в родном городе  четырех музыкальных школ, музыкального училища, музыкально-педагогического факультета на базе ЕГПИ. В 1970-80-е годы на Липецкой земле стали проходить по инициативе СК СССР фестивали «Советские композиторы – трудящимся Липецкой области». С 1994 г.  здесь стал проходить Всероссийский  хоровой конкурс им. Т.Н.Хренникова, в 2000 г. в Ельце был  открыт первый в России Дом-музей композитора,  с 2008 г.  в Липецке и Ельце стали проходить  музыкальный фестиваль им. Т.Н.Хренникова и международный конкурс студенческого творчества на базе ЕГУ им. И.А.Бунина. Большую музыкально-просветительскую работу ведут  в городе вышеназванные музыкальные учебные заведения, сохраняя и развивая те музыкальные традиции, о которых всегда говорил в своих выступлениях Хренников. И наконец, Т.Н.Хренникову  посвящают свои работы земляки-поэты, художники, музыканты, скульпторы. Ведь что остается людям в конечном итоге?  Стихи, картины, скульптуры, книги, диссертации, монографии, концерты, записи, хранящие звук исполнителей? Да. Все это хранит и будет хранить память об их создателях, о тех, чье творчество было озарено вдохновением и удивительной, феноменальной личностью Тихона Николаевича Хренникова.

 

 

 

 

 

 

 

12 апредя 2002 года. Елецкое училище искусств. После концерта, посвященного музыке Т.Н. Хренникова в исполнении студентов училища

Так в чем же заключается феномен личности Хренникова? Прежде всего, в том, что в одном лице успешно сочетались композитор, педагог, просветитель, общественный деятель, публицист, разносторонний музыкант, блестящий пианист, любящий муж и отец, чуткий и отзывчивый человек. С другой стороны, феномен Хренникова заключается в том, что он был и останется полпредом русской музыкальной культуры в мире, в нем удивительным образом соединились прошлое, настоящее и будущее.

Прошлое – так как Хренников  являлся наследником традиций русской музыкальной культуры, национальной композиторской школы.

Настоящее – так как он был и останется нашим современником, ровесником эпохи, пройдя со своим народом все этапы развития нашего государства и общества.

Будущее заключается в том, что просветительские идеи Т.Н.Хренникова продолжают жить не только в деятельности его многочисленных учеников, но и в просветительской деятельности его земляков,  бережно хранящих и развивающих музыкальные традиции родного края, так горячо любимого великим композитором.

 

 

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Елец в лицах. Постоянная ссылка.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>