Вечер камерной музыки

Вечер камерной музыки

 Заключительным аккордом концертного абонемента 2013–2014 гг. стало выступление L-s трио в составе: Татьяна Левитина (скрипка), Игорь Левитин (кларнет), Любовь Пличко (фортепиано). Липецкие музыканты являются творческим коллективом областной филармонии и в Год культуры празднуют собственный юбилей – двадцатилетие основания. Идея создания трио принадлежит Татьяне Левитиной, которая является его бессменным участником со дня рождения. 

Оригинально название коллектива, которое поначалу интригует, но расшифровывается просто: L – начальная буква имени Людмила. Людмила Константиновна Погорелова – преподаватель Татьяны Левитиной по классу камерного ансамбля в годы учебы в Воронежском институте искусств.

Музыканты L-s трио имеют фундаментальное образование: Татьяна и Игорь Левитины окончили Воронежский институт искусств, затем совершенствовали мастерство в аспирантуре; Любовь Пличко – выпускница Одесской консерватории имени А.В. Неждановой.

Музыкантов трио отличает состояние неуклонного профессионального роста, смелое обновление репертуара. Трио – лауреат второй премии Международного конкурса в Белграде (Югославия, 1994 г.), обладатель Гран-при Международного конкурса «Моцарт-вундеркинд» (Вена, 2008 г.) В послужном списке коллектива – участие в международных фестивалях имени Бетховена (Вена, 2008 г.), имени Гайдна (Вена, 2009 г.), Рахманиновском фестивале (Тамбов, 2009 г.) В музыкальном пространстве России L-s трио имеет плодотворный опыт сотрудничества с выдающимися современными российскими исполнителями.

Каждый из участников трио является по–настоящему универсальным музыкантом, поле деятельности которого выходит за рамки камерного музицирования. Татьяна Левитина играет в камерном оркестре «Русская классика», Игорь Левитин – в городском симфоническом оркестре. Любовь Пличко, помимо блестящего владения роялем, обнаружила вокальные способности и вошла в сообщество Липецкого камерного хора под руководством Игоря Цилина. Картину творческих деяний липецких музыкантов дополняет педагогическая работа в областном колледже искусство имени К.Н. Игумнова. 

 

Ежегодно L-s трио представляет на радость поклонникам камерной музыки премьерную программу, которая открывает новые имена, новые сочинения, и значительно расширяет слуховые впечатления поклонников классической музыки.

Программа концерта в Елецком колледже искусств имени Т.Н. Хренникова (15 мая 2014 г.) была тщательно продумана и вызывала у слушателей неподдельный интерес. Широкий диапазон эпох и стилей представляли шедевры камерной музыки и их переложения:

В.А. Моцарт. Трио, оп. 498 для кларнета, альта и фортепиано (переложение для скрипки, кларнета и фортепиано).

Д.К. Менотти. Трио для скрипки, кларнета и фортепиано.

А. Пьяццолла. «Времена года в Буэнос-Айресе, «Лето», «Осень» (переложение для скрипки, кларнета и фортепиано).

Камерное музицирование – особенный вид сотворчества, в профессиональной среде считающегося элитарным.  Традиция этого вида исполнительства имеет давнюю историю и европейские корни. В странах Европы в XVI-XVIII вв. салонное музицирование, домашние концерты – распространенная форма музыкальной жизни. В доме русского посла в Вене графа Разумовского звучала камерная музыка. Сочинения для ансамблей исполнялись в крепостном театре графа Шереметьева. Камерное исполнительство стало приметой русской жизни в конце XVIII и начале XIX вв. Постепенно закладывались прочные традиции исполнения и слушания произведений для небольших составов. В современном музыкальном мире камерное музицирование сохраняет свои позиции как прекрасная форма музыкантского и человеческого общения.

Вечер камерной музыки в концертном зале колледжа искусств начался с исполнения трио (оп. 498) В.А. Моцарта – вечного, неиссякаемого гения совершенной красоты.

Кажущаяся легкость Моцарта для многих выдающихся музыкантов была серьезным испытанием. Гениальный пианист Святослав Рихтер на вопрос «Самый трудный композитор?» отвечал: «Моцарт». Липецкие музыканты передали дух моцартовского сочинения – мир уравновешивающей гармонии, характерные особенности стиля: изящество, филигранность музыкального узора, тонкое разветвление голосов, красоту мелодических линий.

Трио американского композитора XX-XXI вв. Джан Карло Менотти пополнило репертуар коллектива недавно. Премьера этого произведения состоялась в Ельце. Виртуозные крайние части трио Менотти потребовали от исполнителей большого мастерства, динамической и тембровой яркости, ритмической остроты. Вторая часть – Романс – разрядила напряженность. Воцарилось первенство прекрасной мелодии и настроение ностальгической печали. Музыканты трио в этой части выразительно солировали. Это было совместное пение инструментов.

Сочинения аргентинского композитора XX века Астора Пьяццолла совершают шествие по всему миру, одинаково трогая искушенных профессионалов и обычных любителей музыки. В музыкальной истории А. Пьяццолла  на долгие времена останется как автор и реформатор танго. Традиционный аргентинский танец композитор услышал по-новому, возвысил его на иной уровень – поэмы о танго и размышления о вечных категориях, волнующих человечество: жизни и смерти, любви и ненависти, радости и печали бытия. По аналогии с композитором эпохи барокко Антонио Вивальди цикл из четырех композиций (танго) Пьяццолла назвал «Времена года в Буэнос-Айресе». В концерте прозвучали две части цикла: «Лето» и «Осень». В очередной раз исполнители продемонстрировали культуру звука, ансамблевую слаженность, музыкальный вкус. После восторженных аплодисментов публики L-s трио исполнило на бис знаменитые танго XX века – Oblivion («Забвение») А. Пьяццолла и танго классика жанра Карлоса Гарделя из кинофильма «Запах женщины».

С самого начала вечера камерной музыки стало очевидно, что музыканты образуют интересное и сильное трио, обладающее арсеналом исполнительских возможностей международного уровня. Главное, что в потоке камерного музицирования звучала Музыка, в тонком и глубоком ее прочтении. Надеемся и желаем новых встреч с замечательным коллективом – L-s трио!

В завершение повествования для обеих сторон – исполнителей и слушателей – размышление и напутствие символа самой Музыки – Моцарта: «Мы живем на свете, чтобы, прилежно трудясь, непрестанно совершенствоваться, чтобы, обмениваясь мнениями, просвещать друг друга и стараться развивать науки и искусства…»

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Елец музыкальный. Постоянная ссылка.

1 комментарий Вечер камерной музыки

  1. Алена Черная пишет:

    Большое спасибо от семьи Черных замечательному ансамблю! Ходим с удовольствием на все их концерты! Ждем с нетерпением встреч в новом учебном году!

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>