КОЛОКОЛЬНАЯ МУЗЫКА ЕЛЬЦА

Колокольная музыка Ельца – уникальная страница его музыкальной жизни. В православной церкви, а большинство церквей город Ельца были православными, запрещено использование музыкальных инструментов, поэтому церковную службу сопровождали только колокольные звоны и богослужебное пение. 

Колокольный звон является самобытным музыкальным искусством. В основе церковного колокольного звона лежит определенная мелодическая и ритмическая последовательность звуков, извлекаемых из различно настроенных колоколов.
Колокола начали использовать приблизительно с VI века, а с середины IХ века при церквях начали строить специальные звонницы или колокольни.

Звон колоколов – это поток эмоций. Он зовет к службе (к заутрене, обедне, всенощной), создает особый эмоциональный настрой на похоронах, свадьбах, праздниках. Русский композитор С.В. Рахманинов в 1913 году «воспел» колокольный звон в симфонической поэме «Колокола». В 1912 году, поздравляя елецкого композитора Сергея Чарского с 50-летием, Рахманинов писал: «Прими от «новгородца» радостный звон малых колоколов со старинным напевом. Я знаю, ты живешь в древнем захолустье, но там тоже звон, и я слышал, что звонари – хорошие артисты».

Колокольным звоном отмечаются важнейшие моменты службы. Каждая служба характеризуется своей колокольной мелодией, музыкальной интонацией. Заутренняя служба сопровождалась многоголосным возвышенно-мелодичным колокольным звоном, «возвещавшим» начало жизни, света и радости. Колокольный звон Всенощной службы призывал людей уйти от дневных забот, проникнуться духом милосердия и прощения, он как бы очищал от греховных дел и мыслей, отягощавших уставшую и наболевшую душу. С особой выразительностью звучали колокольные звоны в родительскую субботу и двунадесятые праздники. Колокольный звон Пасхальной всенощной службы отличался яркой музыкальной содержательностью. В этом звоне была вся человеческая жизнь с ее разнообразными психологическими состояниями, отражение добра и зла, Бога, жизни и смерти. Изумительным по красоте звучания был малиновый звон, когда соединялись два потока: благовеста и трезвона (благовест в православной церкви – звон в один или несколько колоколов поочередно, перебор; трезвон  звон нескольких колоколов одновременно). Первая часть звонов – быстрая, вторая – медленная, лирическая, созерцательно-скорбная, третья – величавая, грациозная.

Фото начала XX века

Литературоведы предполагают, что талантливый поэт пушкинской эпохи Иван Иванович Козлов (1779–1840), происходивший из старого елецкого рода Хомутовых, именно под впечатлением елецких церковных колоколов сочинил стихотворение «Вечерний звон»:

Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он.

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом.

И как я с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз.

Свое стихотворение вместе с поэмой «Чернец» Козлов послал поэту А.С. Пушкину. В письме он писал: «Милый Александр Сергеевич! Посылаю все, что дорого мне. Надеюсь, и Вас это заинтересует…» (1824 год). Письмо, состоявшее из нескольких строк, было написано неровным буквами. И. Козлов был слепым…

Замечательное творение И. Козлова «Вечерний звон» было положено на музыку русским композитором А. Гречаниновым, польским композитором С. Монюшко. Этот романс поет и слушает уже не одно поколение.

Елец. Храм Покрова. Современное фото

Т.Н. Хренников, рассказывая о ярких впечатлениях своего елецкого детства, вспоминал: «На меня необыкновенное впечатление производит колокольный звон. В детстве слаще для меня не было звуков. Помню, просыпаешься утром, в церкви Покрова звонят к заутрене. Колокольный звон плывет густыми медленными волнами».

По отзывам краеведов, звучание колокольной «симфонии» елецких храмов начиналось так. Первые удары шли со звонниц Вознесенского собора. Их подхватывал храм Покрова, к нему присоединялся звон Успенского и Рождественского храма, который своей тонкой лирической мягкой мелодией созвучий сгущал ритмичность перезвонов.

Затем храмы Сергия Радонежского, Сретенский, Архангельский, Рождества Богородицы мелким трезвоном завершали первую часть малинового звона. Затем на доли секунды весь аккорд звона умолкал, но разрыва не наблюдалось, так как эхо многопудового металла продолжало отражаться своим эхом в пространстве неба и земли. И вновь медленным раскатом, наплывающим воздушными волнами, растекались новые звоны храмов окраинных слобод. К ним присоединялись подзвонные колокола Знаменского (женского) монастыря и мужского Троицкого.

Колокольный звон в Ельце с восторгом слушали писатели Л.Н. Толстой (в 1897 г. и в 1899 г.), В.И. Аскоченский (в 1872 г.), художник И.Е. Репин, актер Малого театра И.В. Самарин (в 1880 г.), художник-живописец А.И. Корзухин (в 1890 г.) и многие другие.

Елецкие звонари были искусными мастерами колокольного церковного звона. Обучение искусству звонаря происходило опытным путем. Среди елецких звонарей формировались целые династии: Чемодуровы, Звягины, Николаевы, Тихоновы, Гавриловы, Лаврищевы, Сергеевы, Гнездиловы, Окорочковы. В дореволюционном Ельце на пасхальной неделе всем желающим предоставлялся свободный доступ на колокольни.

Мужской монастырь в Ельце. Фото начала XX в.

Елецкое Казанское кладбище XVIII в.

Писатель И.А. Бунин под впечатлением елецких колокольных звонов написал стихотворение «На монастырском кладбище». Прочитанное вслух, оно передает музыку звучания колоколов и чувство безбрежного полета души и торжества жизни над смертью.

Ударил колокол – и дрогнул сон гробниц,

И голубей испуганная стая

Вдруг поднялась с карнизов и бойниц

И закружилась, крыльями блистая,

Над мшистою стеной монастыря…

О, ранний благовест и майская заря!

Как этот звон, могучий и тяжелый

Сливается с открытой и весёлой 

Равниной зеленеющих полей!

Ударил колокол – и стала ночь светлей,

И позабыты старые гробницы,

И кельи тесные, и страхи темноты, –

Душа, затрепетав, как крылья вольной птицы,

Коснулась солнечной поющей высоты!

                                                                                         1901

Материалы предоставлены музеем Т.Н. Хренникова в Ельце

 

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Елец музыкальный. Постоянная ссылка.

1 комментарий КОЛОКОЛЬНАЯ МУЗЫКА ЕЛЬЦА

  1. Наталья пишет:

    Спасибо, очень интересно. Подскажите пожалуйста, где можно прочитать о том, что Л.Н.Толстой посещал Елец и слушал колокольные звоны.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>