Самозванцы в Ельце! В который раз!

Сегодня в рубрике «Дон и Долдон» мы публикуем письмо нашей читательницы из Воронежа Ольги Смирных.

 Уважаемая редакция блога «Елецкая земля»!

Хочу Вам сказать, что не только местные газеты, но и куда более серьезные средства информации  в обилии предоставляют материал для Вашей юмористической страницы. На днях, бороздя бескрайние просторы Интернета, я буквально натолкнулась на любопытный сайт, позиционирующий Елец в качестве туристического объекта. На сайте есть все необходимое: и сведения о медучреждениях города Ельца, и о гостиницах, конечно, о музеях, памятниках, а главное – о замечательной истории города! Однако уже при беглом просмотре материалов неприятно поразило то, что абсолютное их большинство полностью или частично дублирует друг друга. Это проявляется и в названии статей: «История Ельца», «Елецкий край в древности», «О Ельце», и в общей их концепции, и даже в содержании. Например, знаменитые строки из Никоновской летописи о первом упоминании о Ельце приведены аж в 3-х статьях! «Не может быть! – скажете Вы. – Есть ли у сайта редактор? » Я также задавала себе этот вопрос, но мои попытки раздобыть хоть какую-нибудь информацию не увенчались успехом. Но кто ищет, тот всегда найдет! Умолчав о себе, очевидно, из скромности, авторы сайта все же оставили нам подсказку, связав себя с Елецким государственным университетом имени И.А. Бунина в ремарках типа «нашего ЕГУ». Уже лучше. Но в ЕГУ много специалистов, заинтересованных в продвижении Ельца в туристическом отношении. И вдруг снова неожиданная находка! Статья «Елецкий край в древности» – единственная среди всех – подписана ее составителем А.А. Иншаковым. Из материалов официального сайта ЕГУ я узнала, что А.А. Иншаков не только преподаватель вуза, но и автор многих научных трудов по археологии, в свое время с отличием закончивший то же учебное заведение. Я обрадовалась и начала читать. Однако пропорционально прочитанному рос и мой ужас! Судите сами.

1. Многочисленные описки рассказали мне о том, что автор не умеет читать по-древнерусски, а следовательно, не понимает тексты, к которым апеллирует:

«Темир Аксак, дошед Елча, возвратися вьевояси…»

«Придоша татарове мнози и воеваша по Задонью реки власти Рязаньскна… »

2. Количество грубейших орфографических и грамматических ошибок, превосходящее пределы разумного, яснее ясного свидетельствовало, что перед нами, увы, не отличник:

монастырь Троицы живаначальныя вместо Живоначальныя, Лучек (название реки в родном городе) вместо Лучок, Воргола вместо Воргла и др. Уж кому-кому, как не ельчанину, следовало бы знать, как пишутся и склоняются местные топонимы!

Не могу не привести целую фразу: «В конце 1980 – х ежегодное, систематическое изучение Елецкого края было продолжено профессором Николаем Александровичем Тропиным (ЕГУ им. И.А. Бунина), которое продолжается и посей день». Да, как говорится, что посеешь… Комментарии излишни.

3. О том, что автор не имеет представления о пунктуации, поверьте на слово или загляните на сайт. Не будем утомлять читателя многочисленными примерами типа «А человек незнающий свои истоки — жалкое существо», добавим лишь, что отсутствие пунктуации или невпопад расставленные знаки препинания – это не столько неуважение к адресату текста, сколько удручающая картина искаженного восприятия и отражения действительности самим пишущим.

4. Фактические ошибки, незнание элементарных правил составления текстов говорят сами за себя. Так, автор, рассказывая об отдаленных эпохах, употребляет современные названия рек, а не те, которые были свойственны описываемому времени:

«Помимо рек Воргола, Пажени и Ельчика начинают осваиваться реки Тальчик, Пальна, Большая Чернава». Следует читать: Воргла, Ельца и Тальца.

При этом автор свято уверен в том, что славяне – это одно, а древнерусское население – это другое, а северяне и вятичи, упомянутые в тексте, – это уже третье. Процитируем, сохраняя все особенности авторского письма.

«Однако, не смотря на переселение славянской группировки на берег Быстрой Сосны, древнерусское население по-прежнему продолжает осваивать междуречье рек Воргол и Ельчик». 

5. Логические ошибки, напоминающие ляпы школьных сочинений, характеризуют автора как наивного, мало читающего человека. Перлы типа «особенно впечатляет нагромождение двух камней» или «состав находок отражает зажиточный статус жителей» не дают усомниться в наличии живого и непосредственного воображения у автора при прямой его склонности к наукообразному стилю.

6. Об уровне общего образования автора можно судить по такой сентенции:

«Однако старая языческая религия не исчезает бесследно. Она ещё долго живёт на различных украшениях. Наиболее показательным примером является находка из раскопок на ЛАКе (имеется в виду Лавский археологический комплекс – ред.) – процветший крест. В этом случае в одном украшение слились воедино две религия: крест – христианство и молодые побеги, произрастающие из нижнего основания креста – язычество».

Ничуть не бывало. На кресте изображены не молодые побеги, как автор думает в простоте, а виноградная лоза – самый яркий метафоричный символ христианства. Увлеченному археологией автору следовало бы почитать хоть какую-нибудь литературу по основам христианства, неплохо бы и по искусствоведению, и по славянскому этногенезу, но это, как говорится, уже высший пилотаж.

7. Дорисовывают безотрадную картину археологические жаргонизмы типа гончарство, кузнечество вместо гончарное и кузнечное дело.

Оставляем без комментариев общее содержание статьи, вынося его на суд читателей. Другие страницы сайта, к сожалению (а может, и к счастью), никем не подписанные, во много раз хуже. Там вы увидите те же цитаты из сочинений двоечников, поражающие своей наивностью и нелепостью:

«Кроме драк между городскими и чернослободскими были и кулачные бои»;

«Бунин очень любил посещать балы и смотреть на гимназисток».

Нередко текст сайта переходит в детский лепет на лужайке. Например, одно за другим следуют такие предложения:

«Городок Елец – «золотое наследие наших предков». В наше время весьма актуальна тема исторического исследования малых городов России, ведь именно в глубинке России, в ее сердце, находится «золотое наследие наших предков».

А что это за жуткие монстры, сделанные по типу тянитолкая Чуковского из сказки «Доктор Айболит»?

 «В 1975 году жители города получили в подарок Дом культуры, бывшее здание театра. Красивое здание современной архитектуры стало центром культурной жизни города. К услугам посетителей предоставлялся киноконцертный зал на 800 мест с большой сценой и оркестровой ямой, что позволяло ставить драматические и оперные спектакли, показывать широкоэкранные фильмы. В лекционном зале могли собираться сразу 240 слушателей. Дворец культуры имел современную библиотеку с читальным залом, комнаты для занятий, кружков и студий. Там же располагалась музыкальная школа, спортивные секции. Сейчас в этом здании находится драматический театр «Бенефис».

Увы, господа. «Бенефис» находится в центре старого города, а Дворец культуры – в районе «Эльта», названном так по когда-то располагавшемуся там заводу. Впрягли в одну упряжку коня и трепетную лань – и кто кого поборет!

Авторы беззастенчиво копируют работы других исследователей (В.П. Горлова, А.В. Новосельцева, Н.А. Тропина, С.В. Красновой и др.), в результате чего на странице от 14.05.2012 года появляются следующие комментарии:

« В этом  2006 году городу Ельцу исполняется  860 лет»;

“Автор также внес свой посильный вклад в историю развития города надеясь, что когда-то эти материалы прочитают мои потомки и получат массу интересных знаний о прошлом». 

Чего только стоит список сокращений архивных учреждений в статье «История Ельца», ни одно из которых не упоминается в тексте. Даже в хрестоматийных цитатах из произведений И.А. Бунина не уважающие читателя авторы умудряются допускать ляпы путем бездумного механического копирования:

 «Вместе с Тулой и Ясной Поляной, Мценском и Спасским-Лутовиновом, Орлом, Ливнами, Куликовым летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то полем, Пронском и Рязанью, он может стать жемчужиной туристского Серебряного кольца России». 

Прочитав от корки до корки предлагаемый читателю материал, я решила обратиться непосредственно к заинтересованным лицам.

Уважаемые преподаватели и студенты исторического факультета ЕГУ!

Сайт http://kraeved.елец-информ.рф/, созданный для туристов и гостей города, в неблаговидном свете выставляет ельчан, но главное, порочит достижения Вашего факультета, которыми он по праву гордится. Я, конечно, не могу допустить и мысли, что тексты, представленные на указанном сайте, в самом деле принадлежат перу преподавателей ЕГУ. Думаю, что Вам не составит труда вычислить мистификаторов, которые работают под брендом Вашего учебного заведения, прикрываясь достойными именами. Стоит ли напоминать, что сделали в свое время самозванцы с Ельцом?

 

О. Смирных

Поделиться в соц. сетях

0
Эта запись опубликована в рубриках: Дон и Долдон. Постоянная ссылка.

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

*

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>